Оскар Уайлд
О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд (англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 16 октября 1854 года, Дублин — 30 ноября 1900 года, Париж) — ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.
Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в доме 21 по улице Уэстлэнд-роу в Дублине и был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма Уайльда (1815—1876) и Джейн Франчески Уайльд (1821—1896).
В 1881 году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems), написанный в духе «братьев прерафаэлитов». Он выдержал пять переизданий по 250 экземпляров в течение года. Все расходы по изданию взял на себя сам Уайльд. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны.
Сборник открывается набранным курсивом стихотворением Hélas!, в котором выражено кредо автора. Первый раздел называется Eleutheria, что по-гречески означает «свобода». В этот раздел вошли сонеты и другие стихи, посвящённые политической тематике, — «Сонет к свободе», «Мильтону», Theoretikos и другие. Раздел Rosa Mystica («Мистическая роза») состоит в основном из стихотворений, написанных во время поездок Уайльда в Италию и часто связанных с католической церковью, с посещением Ватикана (к примеру, «Пасха», где помпезность торжественной церемонии с участием Римского Папы противопоставлена Евангельской аллюзии). Разделу «Цветы на ветру», стихотворения в котором посвящены преимущественно Англии, противопоставлен раздел «Цветы золотые», куда вошли стихи, касающиеся в основном тем искусства («Могила Китса», «Могила Шелли» и др.). К этому разделу примыкают Impressions de Théâtre — стихотворения о театре («Федра», посвящённая Саре Бернар, цикл из двух стихотворений «Написанное в театре „Лицеум“, посвящённый Эллен Терри). Завершает сборник раздел „Четвёртая вариация“, куда вошёл сонет Tædium Vitæ, вызвавший скандал в Оксфордском дискуссионном обществе.
В самом начале 1882 года Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка, где подошедшим к нему с расспросами репортёрам он заявил: „Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал“. Проходя таможенные процедуры, на вопрос о том, есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, он, по одной из версий, ответил: „Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности“.
Отныне вся пресса следит за действиями британского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась „Ренессанс английского искусства“ (The English Renaissance of Art), он завершил словами: „Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве“. Слушатели горячо зааплодировали.
На его лекции в Бостоне в зал перед самым выходом Уайльда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского университета) в коротких бриджах с открытыми икрами и смокингах и с подсолнухами в руках. Их целью было обескуражить лектора. Выйдя на сцену, Уайльд незатейливо начал лекцию и, как бы невзначай оглядев фантастические фигуры, с улыбкой воскликнул: „Я впервые прошу Всевышнего избавить меня от последователей!“
Один молодой человек писал матери в это время под впечатлением посещения Уайльдом колледжа, где он учился: „У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. … Его речь очень приятна — легка, красива, занимательна“. В Чикаго Уайльд на вопрос о том, как ему понравился Сан-Франциско, ответил: „Это Италия, но без её искусства“. Всё его турне по Америке было образцом смелости и изящества, равно как и неуместности и саморекламы. Своему давнишнему знакомому Джеймсу Макнилу Уистлеру в письме из Оттавы Уайльд шутливо хвастался: „Америку я уже цивилизовал — остались только небеса!“
Оскар Уайльд остался в памяти потомков как один из величайших поэтов, писателей, драматургов. Наибольшую славу ему принес роман «Портрет Дориана Грея», который до сих пор изучается в школьной программе многих стран.
Имя Оскара Уайльда хорошо знакомо всем любителям литературы. Он был самым известным драматургом конца 19-го века, лондонским денди. Он стал самой парадоксальной фигурой в истории, его жизнь была сплошным противостоянием официальности, он восставал против общественного мнения, и всем своим творчеством давал ему звонкую пощечину. Он ненавидел скуку, пошлость и монотонное однообразие, и старался спрятаться от них в Искусстве(именно так, с заглавной буквы), которое боготворил. В нем он видел приют от всех распрей и ужасов мира.
В 24 года Оскар переезжает в Лондон. Теперь он постоянно посещает все светские салоны английской столицы, удивляет других гостей своими ироничными и противоречивыми высказываниями, манерой поведения и стилем одежды. Интеллигенция и аристократия перенимали у него вкусы и привычки. Постепенно увеличивалось число молодых людей, которые во всем наследовали своего кумира. Его острые высказывания и шутки тут же становились цитатами и уходили в массы.
В начале своей литературной деятельности Уайльд писал исключительно поэзию, лишь иногда из-под его пера выходило эссе на тему эстетики. В 1882-1883-м годах он жил за границей, в Штатах. Он ездил по стране и читал свои лекции по искусству. Оскар сумел влюбить в себя американскую публику, которой импонировал его интеллект и обаяние. За океаном остались его многочисленные поклонники и последователи.
Оскар провел в Америке год, и вернулся домой в прекрасном расположении духа. Он немедленно уезжает во Францию, и общается с лучшими представителями французской литературы. Нужно заметить, что он быстро завоевал их симпатии, даже не стараясь приложить большие усилия.
Он вернулся в Лондон в 29 лет, обзавелся семьей, и начал писать сказки, в большей степени, чтобы порадовать собственных сыновей. Поэт выпускает два сборника произведений под названием «Гранатовый домик» и «Счастливый принц», в которые вошли сказки «Преданный друг», «Мальчик-звезда», «Рыбак и его душа», «Соловей и роза». В это время на родине он находится на пике популярности.
Статьи Уайльда публикуются в самых лучших журналах Англии. Он соглашается поработать редактором журнала «Женский мир», правда это сотрудничество продлилось всего два года. Получает заслуженную похвалу от драматурга Бернарда Шоу. Публика неоднозначно реагирует на лондонского денди – одни его слепо обожают, другие нещадно критикуют. В его адрес звучат острые нападки, распространяются комические шаржи и карикатуры. Однако эти выпады еще больше добавляют ему авторитета и популярности.
В тридцать три года Уайльд принялся за написание серьезных произведений. Сразу он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севила», «Сфинкс без загадки». Потом он начал работу над произведением всей своей жизни – романом «Портрет Дориана Грея». В продажу роман поступил в 1890-м, и произвел неоднозначное впечатление на современников.
Автор писал его исключительно в воспитательных целях, но высшее общество посчитало его аморальным. А вот простым читателям роман пришелся по душе. После скандала, вызванного публикацией романа, Уайльд представляет на суд читателей драму, получившую название «Саломея». Она сыграла большую роль в развитии искусства декаданса. И эта пьеса встречена неоднозначно, поэтому в Англии ее не ставили достаточно долго.