БЕССМЕРТИЕ
Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколько угодно) долгое время.
Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе — и прежде всего — человека.
Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (коллективное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др.).
Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.
Возможно, некоторые многоклеточные организмы потенциально бессмертны — в смысле способности к неограниченно долгому индивидуальному существованию, если оно не будет прервано, например, несчастным случаем. Отдельные исследования позволяют достаточно уверенно отнести к числу таких организмов морских актиний и пресноводных гидр[2]. То же свойство часто приписывается определённым рыбам и пресмыкающимся — особенно тем, чьё тело способно к неограниченному росту. Подобная классификация, однако, представляется спорной по двум причинам. Энергетический уровень основного обмена этих животных чрезвычайно низок (обычно в десятки раз ниже соответствующих показателей у млекопитающих и птиц), что предполагает не бессмертие, но лишь замедленное — иногда в десятки раз — старение. Кроме того, экстенсивный рост тела, помогающий животному отодвинуть порог старения, одновременно снижает его приспособляемость к условиям окружающей среды, ограничивая подвижность и способность своевременно добыть минимально достаточное количество пищи. Всё это затрудняет (или делает вообще невозможным) проведение строгого различия между смертью многоклеточного организма непосредственно от старости и от внешних причин.
Бессмертие — это бессрочное продолжение существования человека даже после смерти. Говоря простым языком, бессмертие практически неотличимо от загробной жизни, но с философской точки зрения они не идентичны. Загробная жизнь — это продолжение существования после смерти, независимо от того, является ли это продолжение неопределенным. Бессмертие подразумевает бесконечное существование, независимо от того, умирает тело или нет (на самом деле некоторые гипотетические медицинские технологии предлагают перспективу телесного бессмертия, но не загробной жизни).
Бессмертие — это одна из главных забот человечества, и хотя оно традиционно ограничивалось религиозными традициями, оно также важно и для философии. Хотя большое разнообразие культур верило в какое-то бессмертие, такие убеждения могут быть сведены к трем не исключительным моделям: выживание астрального тела, напоминающего физическое; бессмертие нематериальной души (то есть бестелесное существование); воскресение тела (или перевоплощение, в случае если воскресший не имеет того же тела, что и в момент смерти). Бессмертие — это с точки зрения философии и религии неопределенное продолжение умственного, духовного или физического существования отдельных людей. Во многих философских и религиозных традициях оно определенно понимается как продолжение существования нематериального (душа или разум) за пределами физического (смерть тела).
То, что вера в бессмертие была широко распространена в истории, не является доказательством ее истинности. Это может быть суеверие, которое возникло из снов или других природных переживаний. Таким образом, вопрос о его валидности был поднят философски с самых ранних времен, когда люди начали заниматься интеллектуальным размышлением. В индуистской катха-упанишаде Нацикетас говорит: «Это сомнение в том, что человек ушел — некоторые говорят: он есть; другие: он не существует. Об этом я бы знал». Упанишады — основа самой традиционной философии в Индии — в основном обсуждают природу человечества и его конечную судьбу.