Митио Каку

Митио Ка́ку (англ. Michio Kaku; род. 24 января 1947Сан-ХосеКалифорнияСША) — американский физик-теоретик, наиболее известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг.

Родился в семье японских иммигрантов: его дед приехал в Америку для участия в операции по ликвидации последствий землетрясения в Сан-Франциско 1906 года, отец родился в Калифорнии, но образование получил в Японии и плохо говорил по-английски; с матерью отец встретился во время Второй мировой войны в лагере Тул-Лейк для интернированных японцев, там же и родился его старший брат.

184.- ЛЮДИ - Митио Каку.

Учился в Средней школе Кибберли, был капитаном шахматной команды школы. В школьные годы построил камеру Вильсона и ускоритель частиц на 2,3 млн электронвольт, представлял конструкции на национальной научной ярмарке в Альбукерке, где привлёк внимание физика Эдварда Теллера. Теллер содействовал получению стипендии фонда Герца и поступлению в Гарвардский университет. Степень бакалавра в Гарварде получил в 1968 году, после чего поступил в радиационную лабораторию в Беркли, где в 1972 году стал доктором философии. В 1973 году приглашён в Принстонский университет.

Во время вьетнамской войны призван в армию, окончил базовую подготовку в Форт-Беннинге (Джорджия) и продвинутый курс подготовки для пехоты в Форт-Льюисе[en] (Вашингтон), но на фронт не попал в связи с окончанием войны.

С 1980-х годов — преподаватель нью-йоркского Сити-колледжа.

Жена — Сидзуэ Каку, в семье двое дочерей. По состоянию на 2010-е годы проживает с семьёй в Нью-Йорке.

Активный популяризатор теоретической физики и современных концепций устройства мироздания, автор книг, целью которых является попытка донести сложные научные теории до массового читателя доступным языком. Часто выступает по радио и телевидению, снимается в документальных фильмах, в частности, был ведущим в программах «How the Universe works» и «Sci Fi Science» телеканала Discovery. Ряд книг и телепередач переведены на многие языки мира. Книги «Будущее разума», «Гиперпространство» и «Параллельные миры» в рамках проекта «Дигитека» распространяются в электронном виде бесплатно для всех читателей.

В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка. Американский физик японского происхождения, провёл ряд исследований в области изучения чёрных дыр и ускорения расширения Вселенной. Известен как активный популяризатор науки. В активе учёного — несколько книг-бестселлеров (многие переведены на русский язык, в т.ч. «Введение в теорию суперструн», «Физика невозможного»«Физика будущего»), циклы передач на BBC и Discovery. Каку — преподаватель с мировым именем: он профессор теоретической физики в нью-йоркском Сити-колледже, много путешествует по миру с лекциями. Недавно Митио Каку рассказал в интервью изданию «Власть Денег», каким он видит образование будущего.

В своей книге «Физика будущего» вы пишете, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass. Какие еще глобальные изменения произойдут в сфере обучения?

Митио Каку. Самое главное — учёба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть — и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой — освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.

В таком случае отпадет необходимость и в экзаменах, и в преподавателях?

М. К. Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы». Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Такая система будет применима не только в области образования, но и в других сферах: медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и пр. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся.

Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение?

М. К. Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера», у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».

Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом. Каким образом в будущем специалист будет подтверждать свою компетентность в той или иной области?

М. К. Дипломы исчезнут за ненадобностью — прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. По всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность. Вероятно, со временем введут также унифицированную шкалу баллов — их количество позволит занять определенное положение в обществе. Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают. В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учёбы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными…

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ