Николай Рерих

Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих) (27 сентября [9 октября1874 годаСанкт-Петербург — 13 декабря 1947 годаНаггарХимачал-ПрадешИндия) — русский художниксценограффилософмистикписательпутешественникархеолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около тридцати томов литературных трудов, включая один поэтический. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Кавалер нескольких российских и иностранных наград.

В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»), активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.

С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и масонством.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.

С октября 1918 года по май 1919 года одну из квартир выборгского «Дома с совами» занимал художник Н. К. Рерих с женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом[59]. В Выборге он написал большое количество картин, в том числе «Покаяние», «Жар земли», «Выборг. Осень», «Отверженный», «Дождевые облака», «Зов солнца», «Выборгская крепость».

В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919 году — в Копенгагене и Хельсинки. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степениЛеонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха».[61] На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».

В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и очерки, создаёт серию картин, посвящённую Карелии.

В том же 1919 году, Рерих с семьёй приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту — отправиться в Индию. Однако, из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает тёплые отношения с Гербертом УэллсомДжоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брэнгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге.

В Лондоне Рерих налаживает контакты с членами Теософского общества и в июле 1920 года месте с женой вступает в его английское отделение. В Лондоне же, по утверждениям членов семьи Рерихов, происходит первая встреча Рерихов с их будущим духовным руководителем — Махатмой Востока и появляются записи первой книги будущего учения «Агни-Йога».

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трёхлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины Рериха. Выставки имели исключительный успех. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников.

Николай Рерих остался в истории, как выдающийся русский художник, самая яркая фигура русского символизма и модерна, философ-мистик, сценограф, писатель, археолог, путешественник.

Знатоки живописи считают, что полотна Николая Рериха несут мудрость и просветление. Сам Рерих опасался своих картин, зачастую они оказывались пророческими. Его многогранное дарование можно сравнить разве что с титанами, творившими в эпоху Возрождения. Его творческое наследие просто огромных размеров – более семи тысяч художественных полотен, разбросанных по коллекциям всего мира, многочисленные произведения, изданные книги, дневники, очерки.

Встреча Рериха с будущей супругой Еленой Шапошниковой состоялась в 1899 году. Ее родители принадлежали к интеллигентам Петербурга. В детские годы Елена любила рисовать и играть на фортепиано, в гимназии постигала тонкости религии, философии, мифологии. Молодые люди сразу понравились друг другу, у них было много общих интересов. Спустя некоторое время, дружеские отношения переросли в романтические. И, как результат, бракосочетание в 1901-м.

Великий художник и философ обрел счастье в личной жизни, супруги гармонировали во всем, будь то творческие или духовные вопросы. Елена во всем поддерживала мужа, стала не просто женой, но и надежным другом и соратником. В 1902-м у Рерихов родился первый сын, которого назвали Юрием. Спустя два года, в 1904-м, семья пополнилась еще одним ребенком – сыном Святославом.

Если в книге Рериха упоминалась Елена, то не иначе, как под именем «другиня» или «вдохновительница». Только что созданные полотна Николай нес показывать именно ей, он верил в ее вкус и интуицию. В каждой экспедиции или путешествии Елена находилась рядом с мужем. С ее помощью Николай прочел труды индийских мыслителей.


Есть компетентное мнение, что Елена имела психическое заболевание. Об этом стало известно благодаря свидетельству семейного доктора Яловенко. Он говорил, что у Елены «эпилептическая аура», что больные с таким диагнозом слышат какие-то голоса, могут видеть предметы, невидимые другим людям. Именно об этом доктор и рассказал Рериху, но художник проигнорировал эту информацию. Николай был полностью под влиянием супруги, он верил, что Елена обладает экстрасенсорными способностями.

Болезнь сердца Рериху диагностировали в 1939-м. Он загорелся идеей вернуться домой, в Россию, но разразилась Вторая мировая война, и получить визу ему не удалось. Разрешение на въезд Рерихи получили только спустя два года после войны – весной 1947-го. Обрадовались, и начали готовить свой отъезд.


Вещей было очень много, в основном картины, которых скопилось более четырехсот. 13 декабря 1947-го художник как всегда работал, он хотел завершить полотно под названием «Приказ учителю». Его сердце остановилось мгновенно. Похороны известного русского художника прошли с соблюдением индийского обычая. Его тело кремировали, прах развеяли с вершины горы. На том месте, где сожгли его тело, стоит памятник, простой камень, на котором выгравирована надпись: « Великому русскому другу Индии»