ИЗ МАШИНЫ

ЖАНР: Научно - фантастический триллер

РЕЖИССЁР: Алекс Гарленд

СТРАНА: Великобритания

ГОД ВЫПУСКА: 2015

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 01:48:09

В РОЛЯХ:

СЮЖЕТ

Программист Калеб (Донал Глисон) получает приглашение провести неделю в доме своего шефа Нейтана в горах. По прибытии он узнаёт, что ему предстоит принять участие в эксперименте с первым в мире искусственным интеллектом. Эксперимент построен на тесте Тьюринга, однако этот тест спланирован шефом таким образом, что Калеб знает, кто перед ним (робот — Ава), а задача машины — доказать ему, что она может не только принимать входящую информацию, но и осознавать её смысл и чувствовать. Таким образом, в этом эксперименте два испытуемых: не только машина, но и взаимодействующий с ней человек.

В ходе проведения теста Калеб влюбляется в Аву, так как Нейтан создал её на основе личных предпочтений Калеба. Но Ава, обманув Калеба, получает доступ к выходу из лаборатории и, договорившись с Киоко (ещё одной женщиной-роботом), убивает собственного создателя. После этого Ава улетает на вертолёте, заперев Калеба в лаборатории.

ОТЗЫВЫ

Фильм получил положительные отзывы критиков. По данным агрегатора Rotten Tomatoes, 92% из 284 обзоров были положительными, со средней оценкой 8,1 из 10. Сайт обобщает мнения критиков так: «„Из машины“ больше полагается на идеи, чем на спецэффекты, но всё равно это визуально отполированная вещь — и необычайно захватывающее НФ-кино».. По данным сайта Metacritic фильм имеет оценку 78 из 100 на основе 42 рецензий критиков, что соответствует статусу «в основном положительные отзывы».

Многие издания включили «Из машины» в свои списки лучших фильмов 2015 года (по дате выхода в широкий прокат), в том числе BuzzFeedThe Daily BeastEmpireGamesRadar+TimeThe Wall Street JournalThe Washington PostWiredADMEМир фантастики. А Den of Geek кроме того включили «Из машины» в свой топ лучших фильмов десятилетия.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

Основа фильма – диалоги, а также изумительный видеоряд. Каждое слово и каждый кадр работают в плюс, оседают в памяти, создают впечатление. При этом потрясающей красоты картинка и неспешное развитие сюжета завораживают, где-то расслабляют. В результате зритель оказывается не готов к резкой, неожиданно-жесткой развязке.

Многократно подчеркивается контраст живое/неживое:

  • Человек и искусственный разум – кто умнее, привлекательнее, чья правда истинная, а цели приоритетные?
  • Живая природа и техноинтерьер. Что краше – великолепие горных пейзажей, созданных природой, или суперсовременное оформление научного центра? По секрету: то и другое снято очень здорово, а красота бывает разная.

Ролей – всего три, говоря компьютерным языком: разработчик, тестировщик, продукт. Плюс Киоко, да еще несколько совсем второстепенных персонажей. Очень четко обозначено замкнутое пространство, в котором происходит практически все действие. В противовес открытому манящему простору за стенами закрытой резиденции.

Любителям голливудских блокбастеров не понять, однако без крутого экшена и даже без хэппи-энда фильм производит поразительный эффект, вызывает положительные эмоции и большое желание посмотреть повторно…

ОБЗОР

В центре сюжета нового научно-фантастического фильма Алекса Гарленда находится молодой программист Калеб, которого приглашает к себе на виллу его босс Нэйтан — миллиардер, сделавший себе состояние на разработках в сфере высоких технологий. Как оказалось, Калеб был приглашён не просто так, а для тестирования новейшей разработки Нэйтана — искусственного интеллекта, облачённого в форму робота-девушки. Задача молодого человека — определить, обладает ли Ава искусственным интеллектом, или она является лишь обыкновенной машиной.

Фильм увлекает. Начинаясь как комедия — во многом, благодаря блестящей игре актёров, — он плавно вводит нас в атмосферу уединённой резиденции богатого эксцентричного учёного, знакомя нас с героями и обстановкой, и вдруг, ни с того ни с сего, сюжет принимает действительно неожиданный поворот — и вот уже, комедия резко превращается в действительно напряжённый триллер — непредсказуемый, захватывающий и весьма необычный. Необычный в плане съёмки, развития сюжета. Всё таки, британское кино разительно отличается от голливудских блокбастеров — оно какое-то плавное, неторопливое, но весьма атмосферное. Действие фильма немного затянуто, местами успеваешь соскучиться — тут я провёл бы параллели с лентами Андрея Тарковского, но при этом — зритель постоянно держится в напряжении, не зная, что последует в следующий момент — в лучших традициях качественного триллера.

Картинка впечатляет и радует глаз — всё снято очень стильно, аккуратно и красиво — захватывающие пейзажи, пугающие замкнутые пространства, эмоции и переживания — Гарленду удалось показать в лучшем свете всё. Даже финальные титры поражают своей красотой и безупречным стилем. Единственное — у фильма получился излишне затянутый финал. Да, он впечатляет и даже немного удивляет, создаёт соответствующее настроение. Но развивается настолько неспешно, что успеваешь несколько раз придумать свои варианты концовки и с нетерпением ждёшь развязки. Увы, это свойственно многим авторским фильмам, и тем более — британским.

Что касается сюжета — он, безусловно, увлекателен и интересен, отличается от привычных сюжетных линий подобного кино, хотя и, всё же, остаётся довольно таки наивным и поверхностным. Многое в фильме либо не продумано, либо не объясняется. Остаётся лишь гадать, откуда робот берёт энергию для существования, как Нэйтан вообще смог достичь таких успехов, если всё, что он делает — это исключительно пьёт, качается и бесится в своём особняке, причём постоянно переводя научные разговоры на уровень околоподъездных бесед. Более того, порой складывается ощущение, что Калеб значительно развитее своего нанимателя, что, конечно, смотрится глупо и забавно. Вообще, надо отметить невысокий уровень диалогов — словно научная фантастика снималась для людей, максимально от неё отдалённой.

Отдельной похвалы заслуживают спецэффекты — они совершенно не отвлекают внимание на себя и смотрятся очень естественно и в тему — потрясающее изображение андроидов, пусть даже и не самое оригинальное.

А вот актёрская игра в этом фильме — главная его изюминка. Однозначно, каждый из приглашённых актёров проделал свою работу «на отлично» и выложился на все 100%! Их образы вызывают массу эмоций и выглядят пугающе живыми и натуральными.
И в первую очередь это, конечно же, Ава Алисии Викандер — безупречное изображение киборга, идеальная пластика и мимика и очень точная передача машинных «эмоций» — один из лучших экранных образов разумных роботов.

Также нельзя не отметить блестящую работу Донала Глисона — молодой актёр успешно идёт по стопам отца и с каждой картиной доказывает, что он достойный преемник Брендана. Ему реально веришь — этакий программист-девственник, затюканный, скромный, честолюбивый, честный. Шикарная игра и восхитительный образ!

А вот Оскар Айзек одновременно и невероятно порадовал, и вызвал жгучую досаду. Его Нэйтан обаятелен, ярок, искромётен — как и всегда, но одновременно создаёт впечатление какого-то позера и раздолбая. Совершенно не понятно, как и когда он работает и как вообще смог достичь подобных успехов. Хотя тут вопросы, конечно, больше к Гарленду, чем к Айзеку. Его игра — безупречна! Что ни фильм — то конфетка!
Так что в целом, мне кино, конечно, понравилось — оно нестандартное, интригующее, красивое. Но до шедевра, всё же, не дотягивает — не хватает проработки деталей, сюжета, персонажей. Этакий медленный триллер на ночь и на один раз. 7/10.

«- Зачем ты создал Аву?
— Странный вопрос. А ты бы не создал, если б мог?»