Секреты использования мнемотехники

528.- СТАТЬЯ-028.

     О том, что такое мнемотехники, мы рассказывали уже не раз. В этой статье еще раз рассмотрим несколько популярных и универсальных научно обоснованных способов усваивать информацию без использования сторонних носителей (блокнотов, гаджетов), а также работающие методы улучшения запоминания чего угодно, так сказать, естественным образом, стимулируя биологическую способность мозга работать эффективнее.

Их можно использовать в том числе тем, кто непосредственно мнемотехниками не интересуется, но развить емкость памяти желает. Забегая вперед, отметим: предложенные нами способы помогут улучшить не только способность запоминать, но и сделают ваше самочувствие в целом лучше!

Вместо предисловия

     В нашем мире потоков информации очень много, вычленять и запоминать нужные данные из-за этого стало сложно. Тем не менее, использование внешних носителей (гаджетов, записной книжки) возможно не всегда, а значит, развитие памяти – по-прежнему актуальная задача. Для ее решения разработаны разнообразные упражнения мнемотехники, которые можно освоить даже дома.

     Для этого необходимо найти подходящие для конкретной задачи и возраста уроки и начать по ним работать. Однако для обретения устойчивых навыков запоминания нужны система и комплексный подход, так что научиться запоминать лица, имена, даты, цифры и время вы научитесь на программе «Мнемотехники», а мы продолжим.

Что такое мнемотехники и кому они нужны?

     Итак, мнемотехника – это совокупность приемов, которые увеличивают объем памяти и способствуют запоминанию различного рода информации. Эта способность полезна современному человеку любого возраста: детям, взрослым; разного рода специалистам для расширения собственного функционала и даже зоны влияния.

     До 14 лет у детей формируется абстрактно-логическое мышление, т.е. ребенок запоминает преимущественно свой личный опыт. В этом возрасте знания, поступающие извне, например, из школьной программы, могут усваиваться сложно. Особенно при традиционной форме подачи материала – отвлеченной теории, не привязанной к практике, зубрежке, узком поле доступной информации, ограниченной только тем, что написано в параграфе [Школа Возможность, 2022]. Соответственно, чтобы ребенок мог понимать информацию, которую дает учитель, связать ее с личным опытом и запомнить, пригождаются различные упражнения мнемотехники для детей.

     В студенческом сообществе запоминать слова и факты – профессиональная необходимость для лингвистов и прочих гуманитариев. Факты из истории, правоведение, иностранные языки – во всех этих направлениях главная задача – выучить и запомнить материал, для чего студенты применяют зубрежку, но обретению устойчивых знаний она не способствует.

     Чтобы объемы слов, фактов и прочих данных оставались в мозгу, ученое сообщество признало факт необходимости использовать мнемотехнику для развития памяти у студентов [О.М. Осиянова, 2020].

Для кого еще мнемотехника станет необходимым навыком:

     Для руководителей, которым важно держать в голове собственные задачи, даты встреч, поручения подчиненным и т.д.

     Менеджерам, работающим с потоком людей и продуктов, необходимые данные о которых они могут держать в голове.

     Переводчикам, лингвистам – в словарь и электронный переводчик специалистам не придется обращаться часто.

     Мнемотехника позволяет хранить в голове большие объемы информации, доступ к которым у ученика, студента, специалиста и любого человека есть всегда, и он гораздо более быстрый, чем поиск нужных данных на внешних носителях.

     Для современного человека расширение емкости памяти – полезный soft skill. Так, использование мнемотехники, в частности, способствует быстрому освоению профессий и приобретению новых навыков.

Мнемотехника для начинающих

    Осваивать методы мнемотехники дома можно даже с нулевым уровнем подготовки, главное – найти подходящие упражнения и методично их выполнять. В Интернете подставлено множество способов развивать память, но мы рассмотрим те, которые имеют научную обоснованность и эффективность.

Метод мест

     Один из самых распространенных способов научиться запоминать информацию – освоить метод мест [И.В. Верстунина, 2018]. Это мнемоническая система, в которой элементы, подлежащие запоминанию, ассоциируются с образами и «расставляются» в конкретных местах в определенной последовательности. Метод мест эффективен, когда запоминаемые предметы сложно разделить или объединить по какому-то признаку.

     Как выполнять упражнение: предметы, подлежащие запоминанию, нужно поместить в какую-то знакомую для вас среду или пространство, которое быстро вспоминается в памяти. Это может быть дорога к дому, расположение мебели или комнат в доме, офис и т.д. В этой локации мысленно определите 15-20 мест в определенной последовательности. Таким образом вы построите «маршрут», двигаясь по которому, будете видеть расставленные образы.

     Далее в этом условном пространстве разместите в удобной последовательности предметы, которые нужно запомнить, в форме образов. Например, входя мысленно в комнату, первым делом вы видите стул у входа, на нем лежит первый образ, затем стоит стол, на котором расположен второй образ, затем шкаф, на нем висит третий предмет и т.д.      В данном примере маршрут напрямую определен последовательностью видимости предметов при входе в пространство.

     При размещении образов по местам важно несколько раз представить образы внутренним взором, будто увидеть предметы на условных локациях. Таким образом можно запоминать любой материал, но практикующий метод человек должен обладать достаточным уровнем речевой компетенции, чтобы фиксировать, в частности, незнакомые слова в обработке. Например, образ можно в памяти воспроизвести, а само слово-обозначение забыть.

     Также важно следить, чтобы ребенок, использующий метод, правильно читал слова при запоминании – если ударение было поставлено не туда или слово воспроизведено в неправильном виде, скорее всего, в памяти оно так и зафиксируется, исправить результат будет сложно.

Стихотворение

     Еще один интересный метод запоминания, широко используемый в школах – это составление стихов и использование песенно-музыкального материала [О.А. Востротина, 2017]. Этот способ позволяет проще учить правила, слова-исключения.

     Многим из школьной программы знаком стишок для запоминания падежей:

Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку.

Или стихи для запоминания прилагательных-исключений:

Вот солдатик оловянный

Взял топорик деревянный

И построил дом стеклянный, в нем ни потолка, ни стен

И живут две буквы «Н»

    Слова-исключения и прочие правила запоминаются легче, если они зарифмованы – так они фиксируются в памяти сразу несколькими каналами восприятия: аудиальным на слух и кинестетическим, если при запоминании были использованы движения – танец или ударение в такт, например, рукой. В случае, если предмет запоминания можно еще и увидеть, срабатывает зрительный канал восприятия.

     Это упражнение мнемотехники подходит для начинающих и опытных лингвистов, а также взрослых и детей, которым нужно запоминать слова или факты. Суть метода – подбор рифмы или заключение важной мысли в стишок. Рифма не всегда может быть логичной, а сам стих не всегда должен соответствовать литературным нормам. Главное – чтобы он отпечатывался в голове. Таким образом в нашей памяти часто «всплывают» песни, которые впоследствии надоедливо «звучат» в голове. Принцип этого явления тот же – память фиксирует понятно сложенный стих, трансформируя в момент запоминания его в образ, а затем воспроизводит.

Наглядное изображение

     Третий эффективный способ запоминания, достойный внимания, – это наглядное изображение информации. Методику используют для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также в образовательных учреждениях – садиках и школах, в университетах [О.М. Вопельник, 2019].

     Наглядно-образная речь для детей – самая доступная в плане усвоения. У многих взрослых зрительный канал восприятия информации сохраняется в качестве доминирующего, поэтому данный прием мнемотехники можно назвать универсальным. Он идеально подходит студентам, программистам, руководителям и т.д.

     Суть способа запоминания в фиксации факта, цифры или иного предмета запоминания в образе в буквальном смысле. В случае с детьми специалисты используют карточки с изображениями, глядя на которое ученики запоминают то, что рассказывает преподаватель, а затем, глядя на ту же карточку или таблицу, воспроизводят из памяти запомненное.

Метод мнемотехники для взрослых заключается в конспектировании информации, но не словами, а блок-схемами. Для запоминания подключается визуальное восприятие.

     Существует множество приемов мнемотехники для начинающих, упражнений для тренировки дома детей и взрослых. Но есть способы «завести» мозг еще эффективнее, увеличив скорость и качество развития памяти. О них мы поговорим далее

Как повысить эффективность мнемотехники?

     Память – это способность мозга накапливать, сохранять и воспроизводить разного рода информацию. Соответственно, чтобы улучшить качество его работы, к развитию серого вещества надо подходить комплексно.

     Сами по себе упражнения и приемы мнемотехники записывают информацию в мозг во время непосредственной работы с ними.      Специалисты рекомендуют уделять практике, в среднем, по 20-30 минут в день. В остальное время можно поддерживать мозг в тонусе, благодаря чему каждый следующий урок будет даваться легче. Кроме того, само по себе выполнение далее перечисленных упражнений способно дать интересный оздоровительный и «увеличивающий» память эффект.

Здоровый образ жизни

     Первый фактор хорошей памяти – соблюдение здорового образа жизни. Ученые из Университета Великобритании выяснили: ЗОЖ позитивно влияет на исполнительные функции человека, самоконтроль, способность устанавливать и достигать целей, проявлять силу воли и решать поставленные задачи [Hindustan Times, 2016].

     К здоровому образу жизни ученые относят отказ от употребления алкоголя, никотина и психотропных веществ, снижение потребления переработанных продуктов и увеличение в рационе фруктов, овощей, клетчатки, достаточную физическую активность. У исследуемой группы, участники которой придерживались ЗОЖ, было отмечено улучшение и сохранение высокого уровня исполнительной функции мозга.

     Соответственно, упражнения мнемотехники для взрослых и детей покажут наибольшую эффективность при соблюдении здорового образа жизни.

Осознанное запоминание

     Целенаправленно сохранять в памяти нужную информацию – это метод осознанного запоминания. Его еще называют произвольным. Оно может быть механическим, в виде зубрежки, или смысловым, когда человек понимает, что записывает в память [Studfiles, 2019]. Чтобы запомнить информацию, буквально дайте себе команду «Надо запомнить это».

Чтобы осознанно закрепить в памяти какой-то факт, событие или текст, важно сохранять к нему предметный интерес – без этого мозг не фиксируется на нужной информации. Это как фотографирование в тумане – если не поймать в фокусе интересуемый объект, фото получится нечетким. Надо настроить объектив.

     То же самое с запоминанием: при фиксации события или предмета в памяти важно понимать, зачем это нужно, в чем интерес, а также сложить яркое впечатление об этом. Для этого нужно сосредоточиться на объекте и наблюдать за ним в течение нескольких минут. В идеале подключить при этом максимум органов чувств: зрение – посмотреть на объект, осязание – потрогать его при возможности, обоняние – понюхать, слух – послушать.

     По причине отсутствия фокуса наш мозг воспринимает только малую часть того, что видит глаз. Мы не обращаем внимания на то, что не нужно. Как только возникает потребность что-то рассмотреть, происходит фокусировка и запоминание. Впоследствии, когда человек вновь видит уже знакомую картинку, память воспроизводит ранее запомненное. Этим объясняется феномен «знакомых мест» и предметов – при взгляде на них в памяти всплывают истории, ощущения, с этими местами и предметами связанные.

Вечерние вспоминания

    Если днем были выполнены упражнения мнемоники для начинающих, детей и взрослых, вечером имеет смысл прокрутить в памяти то, что было запомнено, а также события, которые произошли в течение дня.    Желательно в деталях – куда человек ходит, что видел, с кем общался, что ел, какие ощущения при этом испытывал. Такая привычка тренирует мозг извлекать информацию, а не терять ее в чертогах разума, и этот навык необходимо тренировать [М.Е. Сергиенко, 2022].

Хороший сон

     Делу время, а сон по расписанию. Исследования показали: если после обучения какое-то время поспать, это приведет к достоверному улучшению памяти. Это касается долговременной памяти, той, о которой можно сказать «я знаю».

     В ходе исследования учеными были проведены наблюдения за людьми, которые вечером получали список слов. Испытуемым предстояло выучить этот перечень. Тестирование проводилось на утро. Оказалось, что даже если представителей группы разбудить очень рано, они отвечали гораздо лучше, чем если бы их спросили вскоре после заучивания [Pub Med, 2005].    То же касалось двигательной активности – людям показывали комбинацию клавиш фортепиано, испытуемые ее запоминали, а на утро воспроизводили с меньшим количеством ошибок, чем те, которые не спали.

     Не будьте слишком критичны к себе – если не удается сразу после запоминания воспроизвести информацию, попробуйте вспомнить ее утром или после дневного сна.

     Отметим необходимость качественно высыпаться в течение ночи. Положительно на память влияет именно медленный сон [Pub Med, 1994].

Занятия спортом

     Ученые выяснили, что занятия спортом спустя четыре часа заучивания информации помогают ей надолго фиксироваться в голове [Current Biology, 2016]. При исследовании в качестве экспериментального вида физической активности был использован велотренажер.

     Те наблюдаемые, которые крутили педали сразу после изучения материала, и те, которые вообще на тренажер не садились, показали одинаковые результаты спустя 48 часов – они ответили примерно на одинаковое количество вопросов. Те члены группы, которые занимались на тренажере через 4 часа, показали лучшие результаты.

     Дело в особой активности мозга после интеллектуальной нагрузки – в отделах серого вещества вырабатываются особые ферменты, которые способствуют переводу кратковременных воспоминаний в долговременные.

     Размяться между упражнениями – это полезное занятие, но для тела. Чтобы улучшить память, важно «активничать» спустя некоторое время после обучения.

Проговаривание вслух

       Одно из самых эффективных упражнений мнемотехники для начинающих взрослых, которое стоит взять на заметку, – это повторение информации вслух. По этой причине на уроках иностранного языка слова проговаривают вместе с преподавателем, да еще и по нескольку раз.

     О том, что повторение голосом запоминаемой информации эффективно, свидетельствуют исследования ученых [Medical Xpress, 2022].    Проговаривание позволяет отправить данные в долговременную память и сохранить ее там на длительное время.

      Добровольцам показали 26 коротких видеороликов – отдельных историй, насыщенных деталями. В течение 40 секунд после просмотра части исследуемой группы нужно было вслух повторить содержание видео, оставшаяся часть не проговаривала увиденное. Через пару недель участников опыта попросили пересказать то, что те видели в роликах.

     Все, кто повторял увиденное вслух, в подробностях пересказали эти истории и вспомнили больше деталей, чем те, кто не проговаривал увиденное. Проговаривание информации активизирует работу коры задней части поясной извилины головного мозга, которая отвечает за формирование долговременной памяти.

Новые впечатления

     Неотъемлемая часть процесса запоминания – стимуляция мозга впечатлениями, которые служат первым шагом на пути к записыванию информации в память [Мир Психологии, 2015]. Они стимулируют активность мозга. Новые впечатления стоит получать постоянно, делать для этого можно что угодно:

сменить маршрут от дома до работы;

посещать новые места;

искать новые способы делать привычные действия;

пробовать новую еду;

ходить задом наперед;

изучать запахи и т.д.

     При выполнении новых действий и получении впечатлений важно отмечать малейшие детали: одежду прохожих, природу, наполнение витрин, интерьеры, вывески, меню, собственные ощущения при этом и т.д. Разнообразие можно обеспечить себе подсчетом, например, красных машин, предметов на какую-то букву и т.п.

     Получение новых впечатлений и совершение новых действий способствует формированию новых нейронных связей, которые увеличивают емкость мозга и как следствие способность запоминать.

Рацион

     Мы то, что мы едим – это относится и к памяти в том числе. Есть продукты, способные улучшить функции мозга и организма в целом. Включите их в рацион:

     Грецкие орехи полезны для мозга и сердца содержанием жирных кислот. Альфа-линоленовая кислота, которая относится к классу Омега-3 ненасыщенных жирных кислот, способствует улучшению когнитивных функций и памяти соответственно [Springer, 2014]. Кроме того, грецкий орех разгоняет метаболизм, главное – не злоупотреблять, ведь это калорийный продукт.

     Семга и форель, а также жирная рыба семейства лососевых содержат жирные кислоты, которые, как и орехи, необходимы для нормальной работы сердца и мозга. Омега-3 влияет на содержание бета-амилоида в крови, а точнее, снижает его количество. Избыток этого вещества в мозге может быть связан с патогенезом Альцгеймера [Harvarg Health Publishing, 2021]. Чем чаще вы будете есть красную рыбу, тем здоровее будете!

     Помидоры – источник антиоксидантов каратиноидов, нейтрализующих свободные радикалы [Psychology Today, 2012]. Каратиноиды заключены в ликопин и бета-каротин, которого больше, чем в моркови. Употребляя помидоры, вы будете поддерживать мозг в тонусе и под защитой.

     Яблоки содержат кварцетин, защищающий нейроны мозга от окисления, а это профилактика болезни Альцгеймера и Паркинсона [From Italian Alps, 2022]. Грызите яблоки – улучшайте память!

     Кофе и чай способны не только разбудить. Любители этих напитков в тестировании учеными показали лучшие показатели умственной функции. Кофе и чай способствуют укреплению новой информации [Harvarg Health Publishing, 2021].

     Но это далеко не все приятное, что способно улучшить вашу память. Думаем, что и информация ниже будет вам не менее интересна.

Секс

     Чтобы улучшить память, полезно заниматься сексом. Доказано: те женщины, у которых половая жизнь активна, лучше запоминают новые слова, чем те, у которых эта сфера жизни более пассивна [Springer, 2017].

     Исследование касалось только женщин, а хорошо запоминали они преимущественно слова, но не лица. По большому счету, занятие сексом сродни спортивным нагрузкам, поэтому пренебрегать им не следует. Тем более, для некоторых людей секс более приемлем и приятен, чем хоть какая-то спортивная нагрузка.

Сто грамм для памяти

     В рамки здорового образа жизни употребление алкоголя не вписывается, нас везде учат отказываться от увеселительных напитков в пользу здоровья ума и трезвой памяти. Но об ином говорит любопытное исследование.

     Алкоголь способен улучшить память при его употреблении сразу после изучения нового материала, разумеется, в разумных пределах.    Исследователи разбили группу из восьмидесяти человек на две подгруппы: одна из них употребляла спиртное дома, другая – совсем не употребляла.

В результате удалось выяснить: информация, после усвоения которой люди употребляли алкоголь, усваивалась хорошо, но если человек выпивал при обучении, шансы на сохранение данных в памяти резко снижалась. Прием 0,66 мл/кг алкоголя перед изучением списка слов негативный эффект на испытуемых не вызвал [Nature, 2017].

     К этому способу улучшения памяти можно относиться как угодно, но факт есть факт. А злоупотребление алкоголем приведет к обратному эффекту – ухудшению функций мозга.

Система – залог успеха

     Память нуждается в постоянной работе. Чтобы ее емкость увеличивалась, тренировать запоминание необходимо регулярно. Для существенного улучшения качества памяти рекомендуем выполнять упражнения мнемотехники для начинающих взрослых – дома их освоить можно без специальной подготовки. Перечисленные приемы тренировки мозга можно сделать приятной ежедневной привычкой. Самая простая из них для интеграции в повседневную жизнь – вспоминание того, что случилось днем, например, во время вечерней чистки зубов.

     Все перечисленные способы улучшить память научно обоснованы и действительно помогут усилить эффект от занятий мнемотехникой и в целом улучшить состояние здоровья, привести тело в тонус и сделать жизнь разнообразнее. А самое главное, внедряя их, вам будет еще больше, чего вспомнить!

     Заметьте, среди приемов нет полета на Луну и поиска экзотических продуктов для внедрения в рацион, подборка сделана таким образом, чтобы секреты улучшения памяти были доступны каждому.

     Самостоятельное изучение мнемотехники для начинающих бесплатно и с использованием перечисленных секретов даст эффект улучшения памяти в долгосрочной перспективе, но потребует от вас дисциплины и системности. Если результаты нужны вам быстро, приглашаем вас на программу «Мнемотехники», где основные мнемотехнические упражнения вы освоите за 5 недель при системном подходе, легко последовательно.     Уже через месяц вы сможете удерживать в голове гораздо больше информации, чем раньше.

Статьи по теме месяца:

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии