ВИЗИОНЕР

098.- Визионер.

Визионе́р (visionary, с англ. — «видящий»; от vision, с англ. — «видение»), в широком смысле — человек, видящий картину будущего в целом (панорамно) или в отдельных, контекстуально обусловленных проявлениях. Визионерами называют широкий круг людей, от религиозных практиков, мистиков и творческих личностей, до политиков, бизнесменов и изобретателей, каждому из которых в том или ином виде открывается картина будущего.

Визионизм может носить политический, религиозный, экологический, социальный или технологический характер. В более широком смысле визионер также может быть человеком с чётким и конкретным (в определённых деталях) видением будущего, обычно связанным с достижениями в сфере технологий или социальной и политической сфере.

Также визионизм является видением того, чего ещё нет в настоящем, но что может появиться в будущем, поскольку некоторые его формы «видения» (или созерцания) позволяют заглянуть в возможное будущее. Примеры: Бакминстер Фуллер в архитектуре и дизайне, Малькольм Бриклин  (англ.) в автомобильной промышленности и Ада Лавлейс в вычислительной технике. Некоторые люди используют математические модели, чтобы делать дальновидные прогнозы о природе Вселенной. В этом смысле визионеров можно считать светскими пророками.

В бизнесе

Способность получить четкое представление о будущем является причиной того, что эта концепция также используется в сфере бизнеса для обозначения лидера, способного предвидеть будущие бизнес-возможности (пример — американский предприниматель Стив Джобс, которого часто называют провидцем, потому что он опередил свое время, реализовав новые идеи, ставшие новаторскими в области технологий). Эксперты по менеджменту приравнивают это не к сверхъестественной способности предсказывать будущее, а к способности смотреть на мир по-другому, что позволяет человеку определять закономерности, тенденции и возможности. Некоторые понимают это как способность сформировать картину того, чего они хотят от будущего, и воплотить это в жизнь.

Есть авторы, которые рассматривают понятие визионера как человека, состоящего из набора приобретенных навыков и, таким образом, состояния, которому можно научиться. По этой причине в настоящее время существуют обучающие и образовательные программы, целью которых сделать из слушателей дальновидных лидеров. Об этом свидетельствует растущий объём литературы на тему визионизма.

В искусстве

Художники могут создавать произведения, которые можно отнести к визионерскому искусству из-за их яркого содержания и использования художественных приёмов, требующих использования расширенных возможностей восприятия у зрителя. Например, Гюстав МороСэмюэл ПалмерЖан ДельвильЭрнст Фукс, французские символисты Одилон Редон, Брайон Гайсин, Макс Эрнст, Стэнли Спенсер, Эдвард Бёрн-Джонс, Адольф Вольфли, Фред Сэндбэк, Уильям Блейк, Иероним Босх и Генри Дарджер.

Визионерское искусство может быть неправильно определено как категория примитивного искусства (искусство тех, кто формально не обучен), а не как описание людей, которые использовали свои видения (или сны) для создания своих картин. Сальвадор Дали — один из художников, который может служить примером визионерского искусства, которое не является ни религиозным, ни примитивным.

Визионер — один из лидеров компании. Он не занимается текущими задачами, а предвидит будущие и стремится их реализовать. По должности он может быть исполнительным или генеральным директором, топ-менеджером, тим-лидом, соучредителем, основателем или советником.

Особенность визионера: он имеет представление о долгосрочном развитии компании. Другими словами, он обладает интуицией, как следует работать организации, чтобы стать лидером, анализирует рынки, учитывает экономические факторы, технический прогресс и текущие дела бизнеса. Потом советует, как вести дела, как нужно изменить позиционирование компании, какими разработками заниматься и во что инвестировать деньги.

Отличие лидера-визионера от обычного, например, тим-лида в том, что визионер ориентирован на долгосрочную перспективу. Текущие неурядицы в финансах, кадрах или бизнес-процессах — не его головная боль. А вот будущие неопределенности, тенденции, кризисы и факторы как раз по его части. Можно сказать, обычный лидер смотрит в текущий день, а визионер — в завтрашний.

Навыки дают преимущества, и чем больше этих навыков, тем уникальнее становится это преимущество. Здесь мы выделили те навыки, без которых лидеру-визионеру никак не обойтись.

  • Навык генерировать идеи. Лидеры-визионеры генерируют идеи, как компания может прийти к успеху, стать лидером на рынке и выжить в периоды кризиса.
  • Навык стратегического планирования. Стратегическое планирование — это разработка долгосрочного плана, который описывает, куда и как компании двигаться.

Визионер расставляет приоритеты, какую работу подчиненные должны выполнять, на что бизнес должен тратить деньги и другие ресурсы. Стратегическое планирование визионер разрабатывает не на ближайшие год-два, а хотя бы лет 5–10.

  • Коммуникативный навык. Лидеры-визионеры увлекать людей своими идеями, поэтому речь визионера должна быть убедительной, он обязан мастерски обрабатывать возражения и находить подход к разным людям.
  • Навык управлением временем и делегированием полномочий. Чтобы воплотить в жизнь все идеи, нужна гора времени, плюс навык тайм-менеджмента и умение делегировать полномочия.
  • Навык вдохновлять людей. Когда рождается идея, еще не ясно, приведет она к успеху или провалу. Чтобы все получилось, лидер должен вселять в команду энтузиазм, веру в свои силы и умения.
  • Навык быть настойчивым. Умелый лидер не сдается, даже если терпит неудачу. Он ищет причины, разрабатывает решения и пробует снова и снова, пока не достигнет успеха.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ