Тайны нашего Мозга — только от произношения этого словосочетания захватывает дух! Неужели у обычного человека есть возможность их  постичь?

Вот тут то и начинается неразбериха! Смотрите — из школьного курса Анатомии мы знаем, что обладаем пятью органами чувств, но всю информацию, собранную этими органами, обрабатывает Мозг и доносит до нашего сознания уже «адаптированную» версию прочувствованного. Иными словами — мы не можем быть абсолютно уверенными в том, что всё увиденное, услышанное или съеденное обладает именно такими характеристиками, какими мы привыкли их ощущать!

Здесь речь идёт не о Матрице (фильм-трилогия), Матрица, в данном случае, лишь один из возможных вариантов того, что на самом деле  происходит за пределами нашего сознания!

Вот мы и хотим не просто изучить биологическую структуру Мозга, его характеристики, особенности и способности, а научиться с ним взаимодействовать и использовать в виде проводника в мир пока нам не открывшийся! 

Материала и времени для изучения понадобится очень много, но никаких «дедлайнов», как в изучении других тем, мы себе ставить не будем. Это скорее тема на всю оставшуюся, надеюсь длинную, жизнь! А наши эксперименты, опыты и упражнения — должны помочь «прокачать»  мозг Автору, а возможно, даже откроют двери в непознанное!

СОБРАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

БЛОК-07.1.

Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализаабстрагирования и обобщения.

Из общеславянского *orzumъ, преф. производного от умъ.

По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой.

В синодальном переводе Библии словом «разум» (3Цар. 4:29Иез. 28:4) переводят то, что на церковнославянский переведено как «смыслъ». Однако и в церковнославянском переводе Библии есть слово разум (2Кор. 3:4). В Слове о законе и благодати есть фразы: въ разумъ истинныи приведе и свѣтъ разума.

Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт[6], что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

«Дух (греч. πνευμα) — субстрат мышления и желания, способный покидать тело человека». В марксистской философии означает то же, что и сознание. Сознание — способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения действительности, хотя иногда употребляется как синоним разума[, не производит непосредственно суждения и умозаключения.

Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума

Разум – один из основных элементов психики человека, наряду с умом и ложным эго. Разум выполняет набор важных функций, которые позволяют человеку действовать целесообразно. Сильный разум позволяет человеку контролировать свои чувства и эмоции, не поддаваясь им, находить логические ошибки не только в суждениях других людей, но и в самом себе, оставаться верным своим принципам и не терять голову даже в крайне трудных ситуациях.

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Сознание и разум — 

как мозг активирует скрытые возможности человека? 

ИФ-07.10.

Где заканчивается мозг, начинается разум и сознание — к такому выводы пришли ученые лондонского университета в 2010 году. Для принятия решения в голове человека есть очаг с готовой моделью поведения. И если кто-то собирается сообщить вам новость, не стоит давить — все давно заготовлено, просто тянут время. В то же время сознание человека делится на осознанные и неосознанные действия: дыхание, ходьба, моргание. Если нужно задуматься, в какую сторону пойти, мозг будет активировать сознательный участок разума. Знакомая дорога не требуется от вас активности: вы и так знаете, куда свернуть. Ученые называют это автоматизм — вождение автомобиля, готовка, процесс одевания. Все доводится до автоматических действий, чтобы мозг не утруждал себя каждый раз. В случаях, когда четко отработанное действие дает сбой, активируется сознательный участок нервных окончаний. А сколько нейронов в мозге отвечает за конкретное действие? Посмотрите, как взаимодействуют структуры органа. 

Молекулярный биолог-эволюционист,
занимающийся изучением генов, участвующих в развитии мозга

Мы пытаемся разговаривать по мобильному телефону и при этом вести машину, хотя мозг человека не предназначен для выполнения нескольких задач одновременно, когда дело касается внимания

В этой книге собрана самая полная информация об особенностях функционирования мозга и приведены практические рекомендации по оптимизации его работы. Внедрение в жизнь правил, описанных автором, поможет повысить эффективность работы, улучшить память, усовершенствовать процесс обучения и позволит успешно проводить переговоры и презентации…

     «Да он же безмозглый, ничего не соображает!», «Она же тупая, совсем мозгов нет!», «А вот те ребята умные, у них мозги работают, как надо!» Как правило, в повседневной жизни люди вспоминают про мозг исключительно в контексте чьих-либо способностей к мыслительной деятельности. Хотя из школьной программы должны смутно помнить, что задачи мозга гораздо шире, чем думать и запоминать.

     Сегодня мы поговорим о многообразии функций человеческого мозга и о том, как устроен мозг человека. По ходу изложения пойдем от простого к более сложному, чтобы не запутаться в хитросплетениях строения и функций…

Мозг человека — это самый сложный объект в известной нам вселенной. Наука начала делать прогресс в его изучении относительно недавно. В этом ролике я расскажу вам об интересных фактах про наш самый важный орган. Вы узнаете о том, какие представления о мозге были у древних греков, римлян и египтян. Я расскажу вам о том, как в голове одного человека могут быть два разных сознания (разделенный мозг) а также то, каково жить, если ты не чувствуешь боли. Вы узнаете о том, чем может обернуться черепно-мозговая травма и кто и как выращивает настоящие мини-мозги. Также вы узнаете о самых популярных заблуждениях и мифах про наш мозг.

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Стресс может изменить размер вашего мозга

ИФ-07.1.

Некоторые исследования показали признаки уменьшения размера мозга из-за стресса. Довольно страшно думать, что длительный стресс может повлиять на наш мозг в долгосрочной перспективе. Исследование показало, что у крыс, которые подвергались хроническому стрессу, гиппокампы (неотъемлемая часть формирования памяти) в их мозге фактически сокращались. Другое исследование было проведено на обезьянах, которые были удалены от своих матерей и о которых заботились их сверстники в течение 6 месяцев. Области их мозга, связанные со стрессом, все еще были увеличены, даже после того, как они находились в нормальных социальных условиях в течение нескольких месяцев.

Разум и мозг — два понятия, которые часто путают, но они имеют существенные различия, а также глубокую взаимосвязь. Мозг — это физический орган, который находится внутри головы, а разум — это абстрактное понятие, которое относится к способности мышления и осознания. Мозг выполняет ряд физиологических функций, в то время как разум является результатом их работы…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
КОРОТКО ПО ТЕМЕ

Факты о мозге: ключ к пониманию себя и других

к-07.1.

Как работает мозг, как он влияет на наши мысли, эмоции и поведение, а также какие факторы могут влиять на его функционирование? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам лучше понимать себя и других людей.

Мозг — это удивительный орган, который управляет всеми функциями нашего тела и позволяет нам воспринимать мир вокруг нас. Но как работает мозг? Как он влияет на наши мысли, эмоции и поведение?

Факты о мозге

  1. Мозг — один из наиболее энергозатратных органов в нашем организме. Хотя масса мозга составляет только около 2% от общей массы нашего тела, он потребляет около 20% всего кислорода и питательных веществ, которые мы получаем от пищи и воздуха. Это связано с тем, что мозг постоянно работает и нуждается в постоянном питании для выполнения своих функций, включая мышление, регулирование телесных функций и управление поведением. Кроме того, мозг очень чувствителен к дефициту кислорода и питательных веществ, что может привести к нарушению его функционирования и развитию различных заболеваний, таких как депрессия, бессонница, проблемы с памятью и концентрацией. Поэтому важно уделять внимание здоровому образу жизни и правильному питанию, чтобы обеспечить наш мозг всем необходимым для оптимального функционирования.

  2. Мозг содержит около 100 миллиардов нейронов, каждый из которых соединен с другими нейронами, создавая сложную сеть. Нейроны передают электрические и химические сигналы друг другу, обрабатывая информацию и регулируя все телесные функции. Эта сложная сеть нейронов позволяет мозгу обрабатывать информацию со скоростью до 120 метров в секунду и выполнять различные задачи, включая мышление, речь, зрение, слух, память и моторику. 

  3. Мозг имеет удивительную способность к изменению и адаптации, называемую нейропластичностью. Это означает, что мозг способен к адаптации и изменению своей структуры и функционирования в результате нового опыта и тренировок. Например, когда мы учим новый язык, наш мозг создает новые связи между нейронами, отвечающими за восприятие звуков, и нейронами, отвечающими за произношение слов. Чем больше мы тренируемся, тем сильнее становятся эти связи, что позволяет нам лучше понимать и говорить на новом языке. Кроме того, нейропластичность может использоваться для лечения различных заболеваний мозга, таких как инсульты, травмы головы, болезнь Альцгеймера и Паркинсона. Также существует множество тренировок и упражнений, которые могут помочь улучшить нейропластичность мозга и улучшить его функционирование в целом.

  4. Наш мозг имеет несколько структур, которые отвечают за обработку эмоций. Одной из таких структур является лимбическая система, которая участвует в регуляции нашего настроения и поведения. Лимбическая система включает в себя такие структуры, как гиппокамп, амигдала (миндалина) и гипоталамус. Например, амигдала играет важную роль в регуляции таких эмоций как страх и гнев. Когда мы сталкиваемся с угрозой, амигдала быстро реагирует на нее и активирует реакцию «борьба-бегство», подавляя все другие функции мозга. Кроме того, наши эмоции также связаны с определенными химическими веществами в мозге, такими как серотонин (помогает регулировать настроение), дофамин (отвечает за ощущение удовольствия) и эндорфины. Таким образом, наш мозг играет важную роль в наших эмоциях и регуляции нашего поведения.

  5. Стресс и недостаток сна могут негативно влиять на функционирование мозга и способность к принятию решений. Когда мы испытываем стресс, наш организм выделяет гормоны стресса, такие как кортизол и адреналин, которые могут оказывать вредное воздействие на наш мозг. Длительный стресс может привести к ухудшению функций мозга, включая ухудшение памяти и концентрации, а также к повышенному риску развития депрессии и других психических заболеваний. Недостаток сна также может негативно повлиять на наш мозг и способность к принятию решений. Во время сна наш мозг отдыхает и восстанавливается, а также происходит переработка информации, которую мы получили в течение дня. Недостаточный сон может привести к ухудшению памяти, снижению концентрации и ухудшению способности к принятию решений. Кроме того, стресс и недостаток сна могут повлиять на нашу способность к регуляции эмоций и нашу мотивацию. Исследования показывают, что люди, с высоким уровнем стресса и дефицитом сна, часто имеют проблемы с регуляцией своих эмоций и испытывают чувство усталости и недостаток мотивации.

  6. Регулярные физические упражнения и здоровый образ жизни могут улучшить функционирование мозга и способность к обучению и запоминанию информации.  Физические упражнения способствуют улучшению кровообращения в мозге и увеличению количества кислорода и питательных веществ, поступающих в мозг. Кроме того, физическая активность способствует росту новых нейронов и улучшению связей между ними, что может улучшить способность мозга к обучению и запоминанию информации. Здоровый образ жизни, включая правильное питание, отказ от вредных привычек и регулярный сон, также может оказать положительное влияние на функционирование мозга и способность к обучению и запоминанию информации. Некоторые исследования показывают, что правильное питание, богатое витаминами и минералами, может улучшить память и концентрацию.

Мозг является одной из самых уникальных и сложных структур во вселенной, обладая множеством удивительных особенностей и способностей. Это самое настоящее чудо природы. От невероятного количества нейронов и синапсов до умения мозга адаптироваться и восстанавливаться после травм, наш мозг все время поражает своими возможностями. Несмотря на все достижения современной науки, многое о мозге и его функционировании остается неизученным, и перед учеными стоит еще множество загадок и вопросов. Продолжая изучать и развивать наши знания о мозге, нас, видимо, ждет еще немало удивительных открытий.

Олег Сидоренко

2021 год. Мегакорпорации захватили власть, упразднив демократию. Создана всемирная информационная сеть. Человечество охвачено повальной болезнью — синдромом нервного истощения (NAS, «чёрная трясучка», ‘Black Shakes’). Важная и секретная информация передаётся с помощью специальных курьеров — мнемоников, которые могут записывать информацию в свою память благодаря имплантированным в мозг устройствам…

БЛОК-07.2.

Новая кора (синонимы: неокортексизокортекслат. neocortex) — новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры[1]. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга, имеет толщину 2—4 миллиметра и отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление, речь у людей.

Английский антрополог Робин Данбар обнаружил, что размер неокортекса линейно коррелирует с количеством поддерживаемых постоянных социальных связей (см. Число Данбара).

Неокортекс эмбрионально выведен из дорсального конечного мозга, который является частью переднего мозга. Неокортекс разделен на районы, разграниченные черепными швами, которые выполняют разные функции. Например, затылочная доля содержит первичную зрительную кору, а височная доля содержит первичную слуховую кору. Дальнейшие подразделения или области неокортекса ответственны за более конкретные когнитивные процессы. У людей лобная доля содержит области, посвящённые способностям, которые усиливаются или уникальны для наших видов, такие как сложная обработка языка, локализованная в префронтальной коре. У человека и у других приматов социальная и эмоциональная обработка локализуется в орбитофронтальной коре.

Было показано, что неокортекс играет важную роль в процессах сна, памяти и обучения. Семантические воспоминания, по-видимому, хранятся в неокортексе, в частности, в переднелатеральной височной доле неокортекса. Неокортекс также ответственен за передачу сенсорной информации к базальным ядрам. Частота пульсации нейронов в неокортексе также влияет на медленный сон.

Роль, которую неокортекс играет в неврологических процессах, непосредственно связанных с поведением человека, ещё не до конца изучена. Для понимания роли неокортекса в познании человеком мира была создана компьютерная модель мозга, которая смоделировала электрохимию неокортекса — «Blue Brain project» (Блю брэйн проджект) «Проект „Голубой мозг“». Проект был создан для улучшения понимания процессов восприятия, обучения, памяти и получения дополнительных знаний о психических расстройствах

Канадский мотивационный оратор и автор книг о саморазвитии

Ваш потрясающий мозг может поднять вас из нищеты до богатства, превратить вас из одиночки во всеобщего любимца, вывести из депрессии, сделав счастливым и радостным, — если вы правильно воспользуетесь им

Новая кора мозга, ответственная за высшие когнитивные функции, в процессе эволюции оказалась наиболее развита у человека. Немецкие нейробиологи определили молекулярные механизмы, отвечающие за расширение объема и увеличение количества нейронов неокортекса у людей и приматов в сравнении с другими млекопитающими. Результаты нового исследования позволят лучше понять историю эволюции мозга человека и, возможно, помогут в лечении проблем его неправильной работы и развития…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Мозг не чувствует боль

ИФ-07.3.

Защищённый со всех сторон от влияния извне, ключевой орган нашего тела не имеет чувствительных нервных окончаний. В нём нет органов и структур, которые могли бы просигнализировать с помощью боли.

Удивительно, но факт. Сложная система организма, в которую поступает вся информация о нашем состоянии, которая и сообщает нам о проблемах в любом уголке нашего тела, сама не способна подать подобный сигнал. Когда человек ощущает головную боль, он чувствует не непосредственно мозг, а реакцию нервных окончаний в мозговых оболочках и сосудах.

Американский физик-теоретик, наиболее известен как активный популяризатор науки

Тем, кто верит, объяснения не нужны; тем, кто не верит, объяснять бесполезно

Прямое мысленное общение с компьютером, телекинез, имплантация новых навыков непосредственно в мозг, видеозапись образов, воспоминаний и снов, телепатия, аватары и суррогаты как помощники человечества, экзоскелеты, управляемые мыслью, и искусственный интеллект. Это все наше недалекое будущее. В ближайшие десятилетия мы научимся форсировать свой интеллект при помощи генной терапии, лекарств и магнитных приборов. Наука в этом направлении развивается стремительно. Изменится характер работы и общения в социальных сетях, процесс обучения и в целом человеческое развитие. Будут побеждены многие неизлечимые болезни, мы станем другими. Готов ли наш разум к будущему? Что там его ждет? На эти вопросы, опираясь на последние исследования в области нейробиологии и физики, отвечает Митио Каку, футуролог, популяризатор науки и автор научно-популярных бестселлеров.

     Мы – часть Вселенной. И возможно появились здесь случайно. Все живые организмы на Земле развивались на протяжении миллиардов лет. Венец эволюции – человеческий мозг – позволил немного понять устройство Вселенной и окружающего мира. С помощью новейших астрономических инструментов мы смогли заглянуть в прошлое и увидеть рождение Вселенной – Большой взрыв. Так, с помощью научных достижений мы узнали, что даже на космических просторах нет ничего вечного.

     Смерть звезд позволяет родиться новым светилам. Даже у этих далеких космических объектов есть свое начало и конец. Жизнь и смерть. И как бы мы не стремились обнаружить источник вечной молодости, каждый человек, каждое живое существо, рожденное на нашей планете, когда-нибудь умрет. Но что мы знаем о смерти?

Вячеслав Дубынин — доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга

Содержание:
00:00 Начало видео
00:10 Спинной мозг
15:18 Продолговатый мозг и мост
31:08 Средний мозг
47:18 Таламус и гипоталамус
1:01:43 Мозжечок и базальные ганглии
1:18:08 Кора больших полушарий
1:33:20 Мозг и сенсорные системы
1:49:21 Мозговые центры обучения и памяти
2:05:24 Мозговые центры потребностей и эмоций
2:20:43 Центры сна и бодрствования
2:36:09

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Новые мозговые связи создаются каждый раз, 

когда вы формируете память

ИФ-07.2.

В человеческом мозге триллионы синапсов, образующих гибкую и сложную сеть, которая позволяет нам вести себя, чувствовать и думать. Ухудшение синапсов из-за нейротоксинов или заболеваний связано с когнитивными проблемами, изменением настроения и потерей памяти.

    «Ученые разгадали тайну мышления»? Пока, к сожалению, еще не совсем, но процесс идет… Хотелось бы, конечно, в один прекрасный день написать научно-популярную заметку с таким заголовком, но вряд ли доживем. Был даже соблазн назвать так эту статью, авансом — рука сама шла. Но мы все же сдержались, потому что в нейробиологии так дела не делаются. Тут все происходит постепенно. Научные работы последнего месяца — всего лишь еще несколько шагов к ответу на вопрос: «Что такое сознание и как оно работает?» Но и нам, наивным профанам, тоже лучше продвигаться к пониманию этой тайны постепенно (а то, не приведи Боже, в самый главный момент ничего не поймем и расстроимся).

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
КОРОТКО ПО ТЕМЕ

Неокортекс: передовой центр мозга

К-07.2.

Вы когда-нибудь задумывались, как ваш мозг обрабатывает сложные мысли и решения? Как мозгу удается сохранять и вызывать воспоминания без усилий? Ответ кроется в важнейшей части мозга, известной как неокортекс. Понимание роли неокортекса в высших функциях мозга может дать представление о том, как мы воспринимаем мир, принимаем решения и взаимодействуем с окружающей средой ежедневно.

Неокортекс и высшие функции мозга

Неокортекс отвечает за широкий спектр продвинутых когнитивных функций, которые отличают людей от других видов. Он играет ключевую роль в обработке сенсорной информации, языка, рассуждений и осознанного мышления. Этот внешний слой мозга высоко развит у приматов, особенно у людей, позволяя им выполнять сложные умственные действия, такие как решение проблем, планирование и принятие решений.

Нейроны неокортикальной области формируют сложные нейронные сети, которые позволяют мозгу анализировать и интерпретировать сенсорные входы, интегрировать информацию из различных источников и генерировать соответствующие поведенческие реакции. Эта сложная способность обработки необходима для выполнения задач, требующих внимания, памяти и исполнительных функций.

Эволюция неокортекса

Неокортекс претерпел значительные эволюционные изменения на протяжении миллионов лет, способствуя развитию более высоких когнитивных способностей у людей. По сравнению с другими млекопитающими, неокортекс человека непропорционально большой, что отражает акцент на сложных когнитивных функциях у нашего вида.

  • У ранних млекопитающих неокортекс был более простым и в основном участвовал в базовой обработке сенсорной информации.
  • По мере эволюции млекопитающих неокортекс расширялся, обеспечивая более сложные когнитивные функции.
  • Эволюция человека дополнительно сформировала неокортекс для поддержки языка, абстрактного мышления и социальных взаимодействий.

Неокортекс и сенсорная обработка

Неокортекс играет важную роль в обработке сенсорной информации из окружающей среды, включая визуальные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные входы. Различные области неокортекса специализируются на анализе определенных сенсорных модальностей, позволяя нам воспринимать и интерпретировать окружающий мир.

Нейронные пути в неокортексе передают сенсорные сигналы в высшие области мозга для дальнейшей обработки и интеграции. Эта сложная сеть позволяет распознавать шаблоны, объекты и пространственные отношения, формируя основу для наших сенсорных ощущений и воспоминаний.

Роль неокортекса в памяти

Формирование и извлечение памяти в значительной степени зависят от неокортекса, особенно от ассоциативных областей, которые связывают сенсорные входы с прошлым опытом. Неокортекс хранит декларативные воспоминания, включая факты, события и концепции, распределенным образом по разным областям.

  • Префронтальная кора участвует в рабочей памяти и кратковременном хранении информации.
  • Височная доля участвует в консолидации и извлечении долговременной памяти.
  • Связи между неокортексом и подкорковыми структурами регулируют процессы эмоциональной памяти.

Неокортекс и принятие решений

Принятие решений подразумевает сложное взаимодействие между различными неокортикальными областями, отвечающими за оценку вариантов, прогнозирование результатов и выбор соответствующих ответов. Префронтальная кора, в частности, играет важную роль в исполнительных функциях, таких как планирование, торможение и контроль решений.

Нейронные сети в неокортексе интегрируют информацию из нескольких источников, взвешивают потенциальные риски и выгоды и принимают решения на основе прошлого опыта и будущих целей. Дисфункция в неокортексе может привести к ухудшению способности принимать решения и когнитивной гибкости.

Заключение

В заключение, неокортекс служит центром мозга для продвинутых функций, включая сенсорную обработку, формирование памяти и принятие решений. Его эволюция у людей способствовала развитию сложных когнитивных способностей, необходимых для адаптации к различным средам и социальным взаимодействиям. Понимая сложную структуру и функции неокортекса, мы получаем ценные сведения о нейронной основе человеческого интеллекта и поведения.

Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 5 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них…

БЛОК-07.3.

Иллю́зия (от лат. illūsiō — «заблуждение, обман») — это:

Могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии):

  • Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
    • Оптические — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)
    • Звуковые, например, тон Шепарда.
  • Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, видимый в окне движущегося поезда пейзаж выглядит находящимся в непрерывном движении; или же, к примеру, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более лёгкий, покажется более тяжёлым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).
    • Слуховые — искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.
    • Тактильные (иллюзии осязания) — иллюзии восприятия тактильных ощущений.
    • Обонятельныевкусовые — проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.
  • Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
  • Иллюзия восприятия времени — искажённое восприятие хода времени, например, kappa effectchronostasis

Польский поэт, философ, писатель–сатирик и автор афоризмов

Электронный мозг будет думать за нас точно так же, как электрический стул за нас умирает

Некоторое время назад умный человек по фамилии Эллис обнаружил, что наше поведение в самых разных жизненных обстоятельствах часто определяется некими общими представлениями о том, каким должен быть мир. Хитрый учёный заметил, что эти установки бывают полезными и адаптивными, а встречаются такие, жить с которыми сложно и тяжело. Первую группу установок он обозвал рациональными, а вторую – иррациональными…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

 Искусственный мозг показывает, 

почему возникают оптические иллюзии

ИФ-07.9.

Используя накопленные за несколько десятилетий данные исследований восприятия движения, ученые обучили искусственную нейронную сеть оценивать скорость и направление последовательностей изображений.

Новая система под названием MotionNet разработана так, чтобы точно соответствовать структурам обработки движения внутри человеческого мозга. Это позволило исследователям изучить, особенности обработки изображений, которые невозможно измерить напрямую в мозгу человека.

Авторы работы использовали искусственную систему для описания того, как пространственная и временная информация объединяется в нашем мозге, чтобы сформировать наше правильное или «неправильное» восприятие движущихся изображений.

Мозг легко обмануть. Например, если в левой части экрана есть черное пятно, которое исчезает, пока черное пятно появляется справа, мы «увидим» пятно, перемещающееся слева направо – это называется фи-феноменом. Но если пятно, которое появляется справа, является белым на темном фоне, мы «видим» пятно, движущееся справа налево, в так называемом движении «обратного фи».

Исследователи воспроизвели движение «обратного фи» в системе MotionNet и обнаружили, что она допускает те же ошибки в восприятии, что и человеческий мозг, но в данном случае ученые могли внимательно изучить искусственную систему, чтобы понять, почему это происходит. Они обнаружили, что нейроны «настроены» на направление движения, а в MotionNet «обратный фи» запускал нейроны, настроенные на направление, противоположное фактическому движению.

Искусственная система также выявила новую информацию об этой распространенной иллюзии: скорость обратного движения фи зависит от того, насколько далеко друг от друга расположены точки. Точки, «движущиеся» с постоянной скоростью, по-видимому, движутся быстрее, если они расположены на небольшом расстоянии друг от друга, и медленнее, если они расположены на большом расстоянии друг от друга.

Прогнозы MotionNet необходимо будет подтвердить в биологических экспериментах, но исследователи говорят, что знание того, на какой части мозга сосредоточиться, сэкономит много времени.

Является психиатром, психоаналитиком

Когда мы учимся, то расширяем свои знания. Но, по мнению Мерцениха, благодаря этому мы также изменяем саму структуру мозга и повышаем его способность к обучению. В отличие от компьютера мозг постоянно переделывает сам себя

Открытие того факта, что мысли способны — даже в пожилом возрасте — менять структуру и функции мозга – это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия. Норман Дойдж предлагает революционный взгляд на человеческий мозг. Он рассказывает о блестящих ученых, продвигающих пока еще новую науку о нейропластичности, и о поразительных успехах людей, жизнь которых они изменили, – примеры выздоровления пациентов, перенесших инсульт; случай женщины, имевшей от рождения половину мозга, который перепрограммировал сам себя для выполнения функций отсутствующей половины, истории преодоления необучаемости и эмоциональных нарушений, повышения уровня интеллекта и восстановления стареющего мозга. Методики, представленные в книге, будут интересны и полезны всем читателям.

     Кто из нас не хочет сохранить молодость и ясность ума на долгие годы? От здоровья мозга зависит здоровье всего организма в целом. Именно этот орган позволяет нам жить, думать, планировать, испытывать эмоции и посвящать время любимым занятиям.

     Согласитесь, было бы отлично, если бы ученые изобрели препарат, способный продлить жизнь и избавить нас от болезней навсегда. Но, к сожалению, это пока остается невыполнимой задачей.

     Однако это вовсе не означает, что теперь можно ставить крест на попытках продлить молодость мозга. Здоровье каждого в его руках, и, чтобы сохранить его, не требуется чего-то сверхъестественного…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Эффект Ганцфелда

иф-07.8.

Этот занятный феномен восприятия и обмана мозга вызывается нахождением человека в однородном и бесструктурном зрительном и слуховом окружении. Эффект возникает, когда мозг использует белый шум, чтобы дополнить зрительную картинку ощущений при нехватке визуальной информации. Белый шум интерпретируется верхней зрительной корой головного мозга, что порождает настоящие галлюцинации. Об эффекте Ганцфельда известно еще с древних времен. Последователи Пифагора проводили долгие часы в темных пещерах, чтобы получить мудрость через видения, сегодня известные как «кино для заключенных».

Для этого опыта, как правило, используют специальные наушники и очки, но не отчаивайтесь, есть и более экономный вариант. Настройте радио на пустую волну, закрепите на глазах половинки от шарика для пинг-понга и лягте. Через пару минут начнется «кино» и называться оно может «Обман мозга».

Любите решать головоломки? А кто не любит! Мы собрали для вас 23 мозговые дразнилки, состоящие из оптических иллюзий и закрученных загадок, чтобы разнообразить ваш день. Вас ждут как классические оптические иллюзии, так и закрученные загадки. Проверьте себя на сообразительность и способность видеть вещи такими, какие они есть, и не забудьте проверить своих друзей. И последнее: старайтесь мыслить нестандартно!

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
КОРОТКО ПО ТЕМЕ

Мозг не способен различать реальное и воображаемое

К-07.3.
Наш мозг одинаково реагирует и на то, что происходит в реальности, и на наши мысли о реальных или воображаемых ситуациях

Это значит, что так же, как мы ошибаемся, глядя на оптические иллюзии или гиперреалистичные картины, так и зачастую не видим разницы между объективной реальностью и нашими мыслями о ней и в каждом случае реагируем на них соответствующим образом. Например, независимо от того, мнимая перед нами опасность или реальная, мозг даст нам команду защищать себя.

Как это проявляется? Примеры

1. Эффект плацебо: мы чувствуем себя лучше, если верим, что данный препарат или метод нам поможет.

Думаю, с каждым было такое. Например, у меня когда-то прошла головная боль после приема глюконата кальция, потому что человек, который дал мне эту таблетку, убедительно сказал, что это «чудо-средство, которое мне всегда помогает», а у меня не было оснований ему не доверять (к тому же в то время я была почти ребенком и в принципе была более внушаема, чем сейчас).

2. Противоположный предыдущему эффект ноцебо. Это обратная ситуация, когда мы чувствуем себя хуже, если считаем, что что-то на нас влияет именно таким образом.

Например, вы прочитали в интернете или услышали в новостях об эпидемии новой болезни, и если вы склонны к ипохондрии так же, как я, то могли почувствовать у себя мнимые симптомы этой болезни (я была уверена, что заразилась коронавирусом, минимум дважды до того, как действительно заболела).

3. Еще один, думаю, актуальный для многих и знакомый пример: 

Тревога — это комплекс реакций, телесных ощущений и эмоций, призванный сигнализировать нам о приближающейся опасности и, как следствие, мотивировать на совершение действий, которые повысят вероятность этой угрозы избежать. Но, увы, не всегда эта сигнальная система работает как надо. Очень часто тревога возникает в ответ на ложные стимулы (например, на мысли о возможной, а не реальной угрозе). Это значит, что в данный момент времени вам или вашим близким может ничего не угрожать, но ваш мозг будет запускать каскад реакций, подготавливающий вас к активным действиям (реакция, известная как «бей или беги», хотя в действительности все несколько сложнее — но об этом напишу в отдельной статье).

И что с этим можно сделать? 

Ну ладно, все понятно. Наш мозг — такой идиот, что не отличает реальность от фантазий, ну а дальше-то что? А дальше важно правильно использовать это знание.

Во-1, важно напоминать себе о том, что хотя порой мозг обманывает нас, намерения у него самые добрые — защитить, помочь в преодолении трудностей, мотивировать на активные действия. Нормализация любых своих реакций, какими бы они ни были, — первый шаг к тому, чтобы справиться со сложными чувствами и мыслями, и направить свое внимание на то, что действительно способно вам помочь улучшить свою жизнь.

Во-2, зная это, мы можем осознанно запускать иную реакцию взамен автоматической, которую мгновенно выдает наш мозг. Так, в следующий раз, когда вы будете читать описание какой-то болезни, будете беспокоиться о том, что провалитесь на экзамене или не пройдете собеседование, или вас захватят воспоминания о каких-то трудных событиях вашей жизни, которые произошли в прошлом — попробуйте дать себе время на то, чтобы осмыслить и проанализировать ситуацию прежде, чем отреагировать на нее, независимо от того, что вы чувствуете или о чем думаете в данный момент. Создавая такое пространство между триггером и вашей реакцией, вы обретаете возможность вспомнить о том, что для вас важно, сделать осознанный выбор и совершить именно те действия, которые в наибольшей степени соответствуют вашим ценностям.

В-3, есть и хорошая новость. Дело в том, что это работает не только с нашими страхами, тревогами и другими негативными эмоциями. Аналогично, если мы думаем о чем-то хорошем, наш мозг реагирует на это так, будто это уже случилось или происходит прямо сейчас, а значит, позитивные мысли действительно могут улучшить наше настроение. Главное, не увлекаться этим и не считать, что позитивное мышление возможно сохранять всегда. Это лишь инструмент краткосрочного улучшения настроения и самочувствия, который работает, увы, не каждый раз, когда мы этого хотим. И все же может быть полезно вспоминать о нем, и когда вам грустно или вы раздражены, подумать о том, что дарит вам радость, покой или удовлетворение, или пофантазировать, представляя себя в безопасной и спокойной обстановке. Да, это не изменит ту реальность, в которой вы находитесь, но, возможно, вы почувствуете себя лучше, ощутите прилив энергии и мотивацию к активным действиям, помогающим вашу реальность менять.

И наконец, это знание может помочь в обучении и выработке новых здоровых привычек. Если вы знаете, что ваш мозг реагирует на мысли о том, что надо заняться спортом, или есть меньше сладкого, или записаться на курсы английского, так, будто это уже произошло, вы можете избежать ловушки, в которую попадают многие люди, желающие улучшить свою жизнь, но это так и остается на уровне фантазий и желаний.

Помните, что думать о том, что вы хотите сделать, это еще не значит сделать это на самом деле. И всегда подкрепляйте свои мысли и намерениями действиями, которые действительно помогают улучшать вашу жизнь.
 

Вот съесть бы такую таблетку, чтобы без проблем сдать годовой отчет. Или выпить чаю с особой травкой и за пару часов подготовиться к экзамену. Да что там, можно было бы и без цейтнотов обойтись, просто принимать волшебные пилюльки и соображать быстрее. Говорят, биохакерам в Силиконовой долине такое как-то удается, а мышей уже научили быть умнее, вводя ген, повышающий активность мозга. Так можно разогнать эту мыслительную машину с помощью простых действий, или как? MedAboutMe честно рассказывает, как работают популярные и запрещенные стимуляторы мозговой активности…

В начале фильма рассказывается о влиянии естественного отбора на умственные способности и о причине численного превосходства глупых людей над умными.

Капрала Джо Бауэрса (Люк Уилсон), всю жизнь проработавшего военным библиотекарем в армии США, и проститутку Риту (Майя Рудольф) выбирают для участия в экспериментах по заморозке людей из-за их «обычности». Но вскоре про эксперимент все забывают, поскольку офицера Колинса (руководителя эксперимента) арестовали за сутенёрство

БЛОК-07.4.

Нейро́н или нервная клетка (от др.-греч. νεῦρον «волокно; нерв») — узкоспециализированная клетка, структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Типичный нейрон состоит из тела клеткидендритов и одного аксона. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя нервные сети.

По отношению к границе нервной системы и направлению передачи информации нейроны разделяют на рецепторные (граничные, получают сигналы извне, формируют на их основании и передают информацию в нервную систему), эффекторные (граничные, передают сигналы из нервной системы во внешние клетки) и вставочные (внутренние для нервной системы).

Сложность и многообразие функций нервной системы определяется взаимодействием между нейронами, а также между нейронами и мышцами и железами. Это взаимодействие обеспечивается набором различных сигналов, передаваемых с помощью ионов. Ионы генерируют электрический заряд (потенциал действия), который движется по телу нейрона…

Сербско-американский инженер и учёный-физик, изобретатель

Интуиция — это нечто такое, что опережает точное знание. Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными нервными клетками, что позволяет ощущать истину, даже когда она еще недоступна логическим выводам или другим умственным усилиям

Представьте, что вы смотрите на близнецов. Одинаковая ДНК, одинаковые черты лица, часто даже одинаковые привычки. Но стоит узнать их поближе, и вы обнаружите два совершенно разных мира — с уникальными мыслями, страхами, мечтами и талантами. Как такое возможно, если наш мозг построен по одному и тому же биологическому плану? И как формируются нейронные связи мозга?

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Нейронные связи каждого мозга отличаются

ИФ-07.7.

В мире не существует двух людей с идентичной «проводкой» мозга. И исключений из этого правила нет. Представьте, к примеру, что взрослые братья-близнецы вместе смотрят кино. В их головах будут создаваться разные нейронные связи! Хотя бы потому, что они не могут видеть фильм из одной и той же точки пространства.

Теперь вообразите, что один из близнецов накануне прочитал негативный отзыв о кинокартине. С первых же секунд просмотра он волей-неволей начнет анализировать комментарии из критической статьи. А значит, в его мозге появятся связи, которых не будет у другого брата.

Эти отличия кажутся несущественными. Но суть в том, что даже одно и то же событие оставляет в двух головах разные отпечатки. У людей просто не может быть абсолютно идентичных воспоминаний. Ни при каких условиях.

Австралийский антрополог. Автор 13 книг, из которых несколько стали бестселлерами

Убеждение в собственных способностях важнее чем их реальное наличие

Доктор Стивен Джуан – ученый, преподаватель, журналист и антрополог. В книге «Странности нашего мозга» он раскрывает все секреты и особенности работы одной из самых сложных и малоизученных частей человеческого организма – мозга. К научным фактам и исследованиям известных ученых автор подходит с некоторой долей юмора, поэтом у книга читается легко и будет интересна широкому кругу читателей.

Еще около десяти лет назад многие ученые считали, что развитие мозга прекращается после 25 лет, и люди начинают терять нейроны и.. В общем, ничего хорошего с нами происходить не может, стоит закончить универ. К счастью, более поздние исследования опровергли этот мрачной прогноз. Теперь мы знаем, что человеческий мозг способен меняться на протяжении всей жизни. Это значит, что нейронные связи можно развивать в любом возрасте. Этим и займемся…

Как работает человеческий мозг? Мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Их около 100 млрд, то есть примерно столько же, сколько звезд в галактике Млечный Путь. Большая часть из них с нами с рождения, но с возрастом мозг производит и новые клетки. Нейроны посылают от 5 до 50 сообщений ежесекундно.

Нейроны так упорно работают, что производят достаточно энергии, чтобы зажечь низковольтную светодиодную лампочку. Но один нейрон не сделает много в одиночку, поэтому они работают в команде, общаясь на своем секретном языке электрических и химических сигналов. И когда вы выполняете одно и то же действие, проходит одинаковый сигнал, так что сообщение передается быстрее и у него больше шансов достичь цели.

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Нервные клетки не восстанавливаются? 

А вот и нет! 

ИФ-07.4.

Помимо того, что мы рождаемся с огромным их запасом (большинство умирает еще до рождения), наш мозг обладает таким свойством, как нейрогенез. Эволюция — дама экономная, а поэтому в определенных зонах есть запас нейронов в “зачаточном” состоянии, которые постепенно дозревают в течение жизни. Но не забывайте, что эти запасы не вечны, а стрессы, усталость, неравномерная нагрузка и недосып ведут к гибели нервных клеток.

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться, почему одни и те же ситуации вызывают у разных людей разные эмоции, когда для вас все кажется однозначным? Почему эмоции и логика не всегда дружат, и даже когда мозг вполне отчетливо говорит одно, вы все равно чувствуете нечто другое?

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
КОРОТКО ПО ТЕМЕ

Регенерация клеток головного мозга возможна

Human,Brain,Stimulation,Or,Activity,With,Neuron,Close-up,3d,Rendering

Немецкие ученые из двух университетов, расположенных в Мюнхене, подвели итоги исследования, связанного с пониманием процессов регенерации нервных клеток и нейронов в головном мозге человека. Специалисты говорят, что исследовав процессы восстановления тканей головного мозга, можно будет успешно бороться со многими неизлечимыми на сегодня заболеваниями, такими как аутизм, слабоумие, склероз и другими.

Исследователи обнаружили, что так называемые клетки-предшественники, образующие впоследствии глуматергические нейроны мозга, также могут вызывать повреждения головного мозга. Немецкие исследователи установили, что даже минимальных отклонений в развитии клеток-предшественников достаточно для того, чтобы спровоцировать развитие болезни Альцгеймера.

Сейчас ученые заняты разработкой новых методов терапии, позволяющих определять отклонения на самых ранних стадиях и диагностировать вероятные будущие заболевания еще до тех пор, пока они еще не успели поразить человека. Немецкие ученые говорят, что их исследования однозначно говорят в пользу того, что нейрогенез, или создание новых нервных клеток, возможен в организме не только младенца или ребенка, но и взрослого человека, правда в последнем случае, нейрогенез идет чрезвычайно медленно.

Ранее считалось, что умершие нервные клетки не могут восстанавливаться, теперь биологи обнаружили в переднем отделе головного мозга так называемые ГАМК-клетки или клетки гамма-аминомасляной кислоты, представляющие собой нейромедиатор всей центральной нервной системы.

Исследовательская группа во главе с профессором Института исследований столовых клеток им Гельмгольца в Мюнхене Магдалиной Гетц утверждает, что хотя исследования пока ведутся на лабораторных мышах, велика вероятность того, что такие фундаментальные особенности функционирования центральной нервной и мозговой систем едины для большинства видов.

Более того, ученые пришли к выводу о том, что в переднем отделе мозга есть всегда и определенный резерв столовых клеток, наличие которых можно доказать при помощи факта постоянного воспроизводства клеток-предшественников нервных окончаний.

«Вновь воссозданные клетки находятся в обонятельной луковице — области мозга, отвечающей за обоняние. Есть предположение, что практически все заболевания головного мозга и большинство заболеваний центральной нервной системы связаны с неверным воспроизводством переднего отдела мозга, точнее той его части, что отвечает за регенерацию новых клеток», — говорит Герц.

Цель этой статьи — рассмотреть взаимовлияние психических состояний человека, его образа мышления, привычек и нейрональных взаимосвязей в различных отделах головного мозга. Понять, каким образом благодаря изменению «путей» прохождения нейронных импульсов по нейронным цепям возможно контролировать собственные реакции и формировать новый взгляд на многие привычные стороны своей жизни…

Действие начинается в Нью-Йорке в 1994 году. Во время предрождественской суматохи Джонатан Трейгер знакомится с Сарой Томас, когда они оба в магазине Bloomingdale’s пытаются купить одну и ту же пару перчаток. Зная друг друга несколько минут, пара проводит чудесный вечер вместе в ресторане «Serendipity», несмотря на то, что у каждого из них есть постоянный партнёр. Однако, когда ночь подходит к концу, перед ними встаёт дилемма: продолжать ли отношения или расстаться навсегда. Когда Джонатан предлагает обменяться телефонами, Сара отказывается, предлагая всё оставить на выбор случайности. Она записывает телефон на обложке случайной книги («Любовь во время холеры») в магазине, он на 5-долларовой купюре. Если судьбе будет угодно, они найдут друг друга…

БЛОК-07.5.

Лимби́ческая система (от лат. limbus «граница, край») — совокупность ряда структур головного мозга, расположенных на обеих сторонах таламуса, непосредственно под конечным мозгом. Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб). Лимбическая система представляет собой не отдельную структуру, а скопление из конечного мозгапромежуточного мозга (диэнцефалона), и среднего мозга (мезэнцефалона). Точные границы лимбической системы до сих пор не определены.

Термин «лимбическая система» впервые введён в научный оборот в 1952 году американским исследователем Паулем Мак-Лином (также Пол Маклин или Пол Маклейн).

Пол Маклин в 1949—1952 годах сформулировал и обосновал концепцию ответственной за эмоции лимбической системы. Эта его теория приобрела популярность как привлекательный и убедительный ответ на вопрос о механизме эмоций, активно изучавшихся с конца XIX века. Первые доказательства того, что лимбическая система является центром по возникновению и обработке эмоций, были обнаружены в 1939 году Генрихом Клювером и Полом Бьюси.

Австралийский антрополог. Автор 13 книг, из которых несколько стали бестселлерами

Мозг, занятый делом, без сомнения, прослужит дольше

Изучая влияние мозга на действия людей, я стал понимать, как сильно гармония в личной жизни зависит от его здоровья. Браки могут оказаться неудачными из-за сбоев в функциях мозга, не имеющих отношения к характеру или желаниям человека. И всего лишь малая доза лекарственного препарата определяет выбор между любовью и ненавистью, сохранением семьи и расставанием, быстрым решением проблемы или длящимися тягостями…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Мужской и женский мозг отличаются?

ИФ-07.5.

Да, мужской мозг весит побольше, но мы уже знаем, что это не так важно. Но мужчина ведь умнее? Да, если мужчина и женщина в течение жизни получали кардинально разный опыт и знания. Мы вполне можем наблюдать это, например, в странах, где образование для женщин находится под запретом. Если такого не происходит, мальчики и девочки имеют одинаковые возможности для высоких результатов в той же математике.

Американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог

Я пытаюсь вернуть вам мозги, которые у вас забрали в школе и при воспитании. Я пытаюсь показать вам, как устроен мир. Так что, если вы хотите сделать лучше этот мир, пора оторвать задницу от дивана и сделать его лучше

Проектирование будущего” — книга американского промышленного дизайнера и футуролога Жака Фреско, основателя Проекта Венера. В книге простым и увлекательным образом предлагается читателю окунуться в возможный вариант образа будущего человеческой цивилизации, если будет избран путь развития на основе ресурсо-ориентированной экономики являющейся фундаментальным элементом в Проекте Венера — глобальная концепция устойчивого, инновационного развития.

Ученые научились заглядывать в дальние уголки вселенной, но человеческий мозг для них по-прежнему тайна за семью печатями

Чем больше проводится исследований, тем больше вопросов мозг ставит перед учеными. Ведь он – один из главных инструментов в арсенале личности, позволяющий проявить необычайные возможности и показать, на что способен конкретный человек и общество в целом…

Урок нейрофизиологии и анатомии мозга Есть теория триединого мозга, по которой мозг человека имеет три структуры, отвечающие за разные реакции и варианты поведения. (1) Рептильный мозг, примитивный, стволовая часть мозга и мозжечок. Этот мозг отвечает за самые насущные и жизненно важные базовые функции как например поддержание температуры, дыхание, и другие. (2) Вторая часть – лимбическая система. Это более совершенный мозг, характерный для всех млекопитающих. Отвечает за эмоции и реакции, например страх, тревога, радость, смех и тому подобные. (3) Неокортекс – самая новая и совершенная система – кора головного мозга. Здесь находится процесс творчества, принятие решений, оценка ситуаций, создание путей выхода из них. Неокортекс отвечает за весь интеллектуальный потенциал, рациональное мышление, планирование, самоанализ, сопереживание, обучаемость. Неокортекс способен противостоять реакциям лимбического мозга и погасить эмоции – сработает рациональное мышление. Но подавление реакции лимбической системы, типа надо дать в морду обидчику, может вызвать психосоматические расстройства. В принципе лимбическая система и рептильный мозг первыми воспринимают угрожающие события, накапливают опыт и затем отдают управление неокортексу для принятия решений. Эти две системы работают автоматически, и никогда не меняют алгоритм решений, что оправдано с точки зрения поддержания жизнеспособности. Поэтому каждый человек должен любить и с уважением относиться к своей животной сущности. Маленький новорожденный человечек имеет все структуры мозга, но задействованы в основном рептильная и лимбическая системы. Постепенно, находясь в человеческой среде, у малыша развиваются функции неокортекса. Получается что поведенческие и творческие способности человека зависят от неокортекса. И чем больше человек подключает его, тем он успешнее. Анатомия человека головной мозг, как развить творческие способности, что такое неокортекс.

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Загадка века — почему человек видит сны? 

ИФ-07.11.

Сам факт появления картинок во время сна — интригующее событие. Мозг ночью отдыхает в первой фазе сна, которая длится 1-3 часа. Вторая фаза сна позволяет ему активировать работу на 100 %. Тогда глазные яблоки двигаются быстрее, человек во сне не слышит ничего и никого, разбудить довольно сложно. 

Картинки всплывают не в хаотичном порядке: 

  • Если вы видели короткий сон, значит, он продлился всю ночь. Одно действие занимает 7-17 секунд, а целый эпизод сна — до 7 часов. 
  • Если во сне вы посмотрели целый фильм, то там обязательно будут сцены погони, быстрой ходьбы — ваш мозг неслучайно «ускоряет» темп событий, чтобы успеть показать весь спектакль. 
  • Длинные сны редко запоминаются, отдельные яркие куски могут описать только дети, даже спустя несколько дней. 

Иногда ребенок может видеть цветные сны. Взрослый будет смотреть черно-белое кино, но во сне понимать, что вот этот столб красный, а тот — зеленый. Заранее дается установка самостоятельно раскрасить пролог. Это связано с нарушением работы мозжечка, а у детей — все в норме. Именно этот орган наполняет цветом предметы, и во сне с закрытыми глазами этого сделать практически невозможно. 

     А вы замечали, что когда ученый (или группа ученых) пытается создать научное направление, концепцию, которая зиждется на принципах и основах двух дисциплин, то получается нечто качественно новое и интересное? Причем такие идеи обычно значительно опережают свое время…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
КОРОТКО ПО ТЕМЕ

Любовь — это конфликт между лимбической системой и корой головного мозга

К-07.5.

С вопросом, что же такое любовь, мы обратились к профессору доктору биологических наук Сергею Савельеву. Сейчас готовится к печати его фундаментальное исследование «Возникновение мозга человека». Нам он ответил тяжелым вздохом и встречным вопросом:

— А можно, я скажу не только что наука говорит, но и что сам думаю? Так вот, я думаю, что в современном мире девяносто процентов того, что связано со словом «любовь», — это выдумки. Почему? Да потому что мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь.

Савельев — морфолог, один из крупнейших в стране специалистов по строению головного мозга. И разницу между полами он видит на уровне мозговых структур.

— У мужчин ключевую роль в половом влечении играет супрахиазматическое ядро — небольшое образование в глубине мозга, над зрительным перекрестом, имеющее прямой вход от сетчатки глаза. Это ядро связано с гипоталамусом — тем органом, где вырабатываются половые гормоны. Когда мужчина смотрит на голые ножки, происходит выработка гормонов, которые запускают половое поведение. Это физиология. Вот такие мы обезьяны.

Тут непроизвольно вспоминается: «Мужчины любят глазами…» Продолжение все знают. На языке нейроморфологии это звучит так:

— У женщин очень интенсивные связи с половыми рецепторами находятся в вентролатеральном ядре, мимо которого проходят слуховые пути. Поэтому для них очень важна речь. Хороший, уверенно поставленный голос, низкий тембр, немногословие. Это убеждает в половой благона­дежности. Тоже непроизвольно, — говорит Савельев.

Задействовав слух и зрение, природа решила подстраховаться и подключить еще и обоняние.

— У нас в носу, на границе носовой перегородки, есть вомероназальный орган — орган полового обоняния. У чело­века он маленький, несколько миллиметров длиной и миллиметр в диаметре. Он воспринимает только половые запахи — феромоны.

Ну а дальше…

— Звуками, образами, запахами мы подключаем огромную страшную пушку, которая называется лимбическая система. Это комплекс древних центров, который достался нам от рептилий. Он-то и предопределяет эмоционально-гор­мональные формы поведения, то есть наборы инстинктивных форм, связанных с размножением, — рассказывает Савельев.

Обратите внимание: ни на одном этапе этого «пути любви» сознание не включается. Ум здесь только мешает.

— Когда кора бездействует, а включена только лимбическая система, мозг потребляет девять процентов энергии, когда же включается кора, мозгу требуется уже двадцать пять процентов. Более того, молчание коры мозг оплачивает выбросом эндорфинов — своеобразного органического наркотика. Не думать выгодно и безумно приятно. Когда перед нами выбор между рассудочной деятельностью и «пиписькиным скаканием», выбор осуществляется, конечно, в сторону пиписьки, — мрачно острит Савельев. И добавляет: — Это вечный баланс между двумя системами — древней и рассудочной.

Профессор Савельев убежден, что эволюция вверх завершилась. Человек, которому дана подавляющая инстинкты кора, предпочел остаться животным. Но это его личное мнение. У меня же сложилось впечатление, что, купившись на эндорфины и глянцевые журналы, мы никогда не узнаем, что такое любовь. И вообще много чего не узнаем.

Нейробиологи не так популярны, как детективы. Эркюль Пуаро и Мисс Марпл разгадывали загадки, лишь одним глазком заглядывая в чужой ежедневник. Разгадка тайн мозга даётся куда тяжелее. Процесс познания главного человеческого органа осложняется тем, что изучать его можно только в «работающем» состоянии, то есть аппаратура не должна нарушать нормальной работы мозга. Иначе результаты будут недостоверными. Нейробиологические исследования не только показывают, как работает головной мозг. Они помогают разобраться в психических функциях и выработать лучшие пути лечения нарушений…

Учёная-исследовательница Маргарет Мэтисон изучает паранормальные явления и разоблачает мошенников. Убеждения Мэтисон противоречат убеждениям учёных с соседней кафедры, в том числе доктора Шеклтона, занимающегося, напротив, доказательствами экстрасенсорики. Помощник Мэтисон, физик Том Бакли, просит разрешения проверить, является ли шарлатаном Саймон Сильвер, известный слепой экстрасенс, который внезапно вернулся на сцену после 30-летнего отсутствия. Маргарет запрещает ему делать это, так как Сильвер ушёл после внезапной гибели журналиста, активно его критиковавшего. Также Маргарет рассказывает Тому, что однажды у неё было интервью с Сильвером, и тот использовал против неё очень личную информацию: так как её сын находится в коме на протяжении многих лет, Сильверу на секунду удалось убедить Маргарет отключить сына от аппаратов жизнеобеспечения, и это испугало её саму. Том проникает на выступление экстрасенса, во время которого его оборудование выходит из строя. После этого Бакли отправляется к Мэтисон, но она находится без сознания. Госпитализация не спасает её, и Том решает окончательно разоблачить Саймона. Его душевные терзания по этому поводу сопровождают необъяснимые события: выход из строя техники, появление мёртвых птиц, нападение на лабораторию и разгром в ней…

014.- ГЛАВНАЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
РЕЗЮМЕ

Исследование продолжается…

213.- ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сверхспособности человека.
ЧТО ТАКОЕ БЛОКИ?
На Странице каждой ТЕМЫ Исследования, для удобства навигации придумана БЛОКОВАЯ система размещения Информации!
Каждый БЛОК состоит из следующего набора Карточек:
- Термин из нашего СЛОВАРЯ;
- Цитаты известных Людей;
- Статьи по ТЕМЕ Исследования;
- Интересные Факты;
- Книга;
- Видеоролик;
- Художественный Фильм;